Фан-дер-Флит, Александр Петрович. Шкуна «Александр Ковалевский» Мурманской биологической станции / А. Фан-дер-Флит. – Санкт-Петербург : Типолитография Шредера,1909. – 138 с. : рис., фот.

60 Не трудно на прим-Ьрахъ убедиться, что вообще при ходе въ бейдевиндъ съ правильно поставленными парусами всегда кренящш моментъ составляетъ около половины того вообра- жаемаго момента, который получился бы, если бы паруса были совмещены съ д1аметральной плоскостью, а судно стояло бокомъ къ ветру безъ крена. Далее до угла крена въ 25° можно возстановляющш мо­ ментъ считать почти на всякомъ корабле пропорщональнымъ углу крена. По обЬимъ этимъ причинамъ практически встречанопцеся углы крена при ходе въ бейдевиндъ всегда можно съ до­ статочною точностью вычислять, не пользуясь ни сложными выкладками настоящаго параграфа, ни ддаграммой Рид а , а по простой формулгЬ, отличающейся отъ формулы (1) §-а 2-го множителемъ 4-, а именно считать кренящш моментъ въ бей- девиндъ выражающимся формулой \ VAR . Равный ему возстановляющш моментъ мы, какъ сказано, можемъ считать равнымъ 6° М = 1000 Dh . 5у go , а потому для угла крена въ бейдевиндъ пользоваться фор­ мулою: ш>_ 1 57,3 ° . р л н 2 ' looo ' т ’ где D есть водоизмещеше въ тоннахъ, 1000 приписано для перевода тоннъ въ килограммы, 57,3° для перевода угла, выраженнаго въ рад1анахъ, въ градусы, 1ь= р — а есть мета- центрическая высота въ метрахъ, А площадь парусовъ въ метрахъ2, Н возвышение центра парусности надъ центромъ бокового сопротивления, а ^ представляешь собой исоэффи- а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz