Фан-дер-Флит, Александр Петрович. Шкуна «Александр Ковалевский» Мурманской биологической станции / А. Фан-дер-Флит. – Санкт-Петербург : Типолитография Шредера,1909. – 138 с. : рис., фот.

53 гдЬ М есть возстанавливающая пара въ кгр. метр., D—водо- изм-Ьщеше въ тоннахъ, 1ь — метацентрическая высота въ ме- трахъ и 0—уголъ крена въ раданахъ . Если паруса совмещены съ д1аметральною плоскостью, имеютъ площадь А метр.2 и центръ ея на высоте Н метр, надъ центромъ бокового сопротивлешя и если судно стоитъ бокомъ къ ветру, производящему давлеше р килограммовъ на квадратный метръ, то, пренебрегая малымъ вл1яшемъ крена, кренящш моментъ отъ дейсния ветра будетъ р А Н кгр. метр. Приравнявъ его возстанавливающему моменту, получимъ уравнеше для определения угла крена. Решивъ это уравнеше и выразивъ уголъ крена въ гра- дусахъ, получимъ до_57,3 р А Н / -| \ — 1000 I), h ................................ Чтобы выяснить, какое вл!яше оказываютъ абсолютные размеры судна на его способность нести паруса, сравнимъ между собою кренъ двухъ совершенно подобныхъ между собою судовъ съ отношешемъ линейныхъ размеровъ X. Обо- значимъ величины, относящ1яся къ судну въ А разъ боль­ шему, значкомъ 1. Тогда получимъ для болыпаго судна о о __57,31?! A t S , 1 ~ 1000 ' DJi , ..................... - • W Входяпце въ формулу (2) элементы болыпаго судна свя­ заны съ таковыми же элементами мёныпаго судна соотно- шешями: Е 1 = Ш, = X/i j (В)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz