Фан-дер-Флит, Александр Петрович. Шкуна «Александр Ковалевский» Мурманской биологической станции / А. Фан-дер-Флит. – Санкт-Петербург : Типолитография Шредера,1909. – 138 с. : рис., фот.
32 тельной толщины („по лекалу") шпангоута h на отношете ширины его Ъ („въ правке*) къ разстоянш между центрами шиангоутовъ d (фиг. 25) Приведенная толщина была отложена внутрь отъ обвода шпангоута по нормали къ нему; полученная фигура была вырезана изъ толстой бумаги. Фигура эта’представляла достаточно точное воспроизве д е т е опредЬленнаго поперечнаго отсека яхты относительно количества матер1ала и его распред'Ьлешя. Подобныя фигуры были построены для всЬхъ шпангоу- товъ и, при помощи возможно малаго количества клея, склеены между собой съ сохранешемъ надлежащаго по вы соте и ширине судна взаимнаго расположешя. У полученной пачки склеенныхъ шпангоутовъ путемъ уравновешешя на ноже было определено положеше центра тяжести, которое съ достаточною точностью можно считать по высоте соответствующимъ положенно центра тяжести са- маго корпуса яхты. Этимъ способомъ было найдено, что центръ тяжести кор пуса лежитъ на разстоянш 1,0 фута вверхъ отъ грузовой ватерлинш. Веса и положетя центровъ тяжести остальныхъ грузовъ были также известны и потому не составляло никакихъ за труднений вычислить вертикальную координату центра тя жести всей яхты. Особенно сильное неблагоприятное вл1яте имеетъ, конечно, весъ мачтъ, другого рангоута и такелажа, который, на осно вами подсчетовъ, принятъ съ некоторымъ запасомъ равнымъ 2 тоннамъ (весъ дерева въ каждой мачте составлялъ не сколько менее 0,5 тоннъ; весъ такелажа, парусовъ и осталь ного рангоута немного не достигалъ веса самой мачты). При вычислеш'и разстоянш Zg центра тяжести яхты отъ гру зовой ватерлинш, разстояшя вверхъ отъ грузовой считались со знакомъ + , а внизъ отъ грузовой со знакомъ —, а самое вычисление свелось въ нижеследующую таблицу, въ которой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz