Дерюгин, Константин Михайлович. Фауна Кольского залива и условия ее существования / К. М. Дерюгин. – Петроград : Типография Императорской Академии наук, 1915. – 929 с., 6 л. фот. : рис., карты, табл. + 2 отд. слож. л. карт.

ФАУНА КОЛЬСКАГО ЗАЛИВА И УСЛОВІЯ ЕЯ СУЩЕСТВОВАНІЯ. 49 ствепный горизоптъ и др. Кромѣ того, Главное Гидрографическое Управленіе снабдило «Александра Ковалевскаго» полнымъ наборомъ картъ въ двойномъ числѣ экземпляровъ всего пути отъ Петербурга до Мурмана, а также и картами другихъ частей Ледовитаго Океана, прилегающихъ къ Европѣ и Азіи (до Берингова пролива). Вмѣстѣ съ тѣмъ были переданы на «Александръ Ковалевскій» различный лоціи и другія руководства, нообходимыя въ большихъ плаваніяхъ (Таблицы азимутовъ Барвуда, Таблицы истинвыхъ азимутовъ солнца Жданко, Мореходныя таблицы, изд. 1905 г. и др.). Нельзя не отмѣтить съ чувствомъ глубокой признательности ту цѣнную услугу Об­ ществу и иаукѣ, которую оказало намъ Гидрографическое Управленіе, особенно въ лицѣ А. И. Вилькицкаго, В. В. Ахматова и А. М. Б ух тѣ ева . Въ значительной мѣрѣ благо­ даря такому снаряжепію' «Александръ Ковалевскій» благополучно совершплъ свой трудный переходъ кругомъ Норвегіи и продуктивно работаетъ уже нѣсколько лѣтъ въ Ледовитомъ океанѣ. Тралы и драги на «Александрѣ Ковалевскомъ» спускаются съ праваго борта (у средины судна) со стрѣлы. На барабанѣ лебедки намотано около 600 саж. стального оцинкован- наго троса, что вполнѣ даетъ возможность работать па самыхъ большвхъ глубипахъ всей прилеяіащей части Ледовитаго оксапа. Тросъ двухъ размѣровъ: передній, болѣе тонкій кусокъ (свыше 300 саж.) имѣетъ въ діаметрѣ 6/16", задпій, болѣе толстый—7/1(Л Испытанія въ Механической Лабораторіи Политехническая Института показали, что тонкій изъ этихъ двухъ тросовъ выдерживаетъ до 3120 кгр. Большая пелагическая сѣть (табл. У, рис. 1) сиускается на томъ же тросѣ. При работахъ стальной тросъ, навернутый па большой барабанъ, имѣетъ слѣдующую проводку (см. фиг . 8 въ текстѣ): отъ поднимаемаго изъ воды аппарата онъ идетъ въ блокъ на верхнемъ концѣ поворотной стрѣлы,затѣмъ онъ проходитъ черезъ направляющій шкивъ лебедки, бѣгающій надъ большимъ барабаномъ по параллельному ему валу и помогающій наматывающемуся тросу ложиться на барабанъ ровными рядами. Стрѣла своимъ нижнимъ концомъ опирается посредствомъ вертлюга въ бугель, одѣтый па Фокъ-мачту немного выше вала, направляющаго шкива лебедки и ниже бугеля для Фокъ-гика. Блокъ для пропуска стального троса на верхнемъ нокѣ стрѣлы подвѣшенъ при посредствѣ пружиннаго динамо­ метра до 3000 кгр., позволяющая слѣдить за натяженіемъ троса. Среднія пелагическія сѣти и батометръ спускаются также со стрѣлы, но при помощи небольшой ручной лебедки, которая установлена на правомъ борту, немного впереди фокъ - мачты и на которую намотанъ бронзовый линь въ 500 м. Для учета количества вытра­ вленная троса онъ пропускается черезъ счетчикъ, подвѣшеппый па концѣ стрѣлы. Лоты различныхъ системъ спускаются съ задней шлюпбалки при помощи Томсопов- ской машины, установленной у люка въ каютъ-компанію. Поднятый со дна грунтъ съ животными промывается въ указаной вышѣ системѣ рѣ- шетъ при помощи центробѣжнаго насоса, работающая моторомъ и выведенная на палубу. О количествѣ поднимаемаго грунта можно судить благодаря установкѣ динамометра. Зап. Физ.-Мат. Отд. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz