Дерюгин, Константин Михайлович. Фауна Кольского залива и условия ее существования / К. М. Дерюгин. – Петроград : Типография Императорской Академии наук, 1915. – 929 с., 6 л. фот. : рис., карты, табл. + 2 отд. слож. л. карт.

ФАУНА КОЛЬСКАГО ЗАЛИВА И УСЛОВІЯ ЕЯ СУЩЕСТВОВАНЬЯ. 47 ея прочность и быстрота работы; нормально лебедка на медленномъ ходу выбираетъ 100 саж. троса въ 10 мин., а на быстромъ ходу — въ 6 мин. Отклоненіе отъ этихъ цисръ въ сторону замедленія обусловливается или слабымъ поступленіемъ керосина въ моторъ или неправильнымъ поворотомъ лопастей винта, при которомъ отдается слишкомъ много силы винту. Руль на «Александре Ковалевскомъ» имѣетъ высоту около 6 ф . и ширину около 3 ф . при площади около 12 кв. футъ, составляющей около У30 подводной части діаметральной плоскости; перо руля изъ листового желѣза въ ХЦ. Рулевой баллеръ проходитъ въ железной трубѣ сквозь лабораторію и выходитъ на крышу ея, гдѣ на него насаженъ поперечный румпель патентованпаго штурвала. Выписанъ штурвалъ отъ Фирмы John Smith & Son (Carshalton, England). Для «Александра Ковалевскаго» наличность такого штурвала, пред- ставляющаго по идеѣ самотормозящуюся винтовую передачу, является особенно полезной. Благодаря замечательной конструктивности штурвала имъ легко управляетъ одинъ чело- вѣкъ даже въ штормъ. Система передачъ такова, что давленіе испытываемое рулемъ, почти совершенно не ощутимо на штурвальномъ колесе. Якоря на «Александре Ковалевскомъ» оцинкованные и адмиралтейскаго образца (вы­ писаны изъ Англіи): правый якорь (плехтъ) — 73Д пуд., левый (дагликсъ) — 6г/4 пуд. и 3 верна по 3 пуда. Кроме того 100 саж. оцинкованной якорной цѣми 5/s" — около 80 пуд. На судне имеется две шлюпки, построенный вгладь изъ сосны. Меньшая изъ нихъ «тузикъ» длиною 9 Футъ и шириною 4 Фута (поднимаетъ 3— 4 человека). Большая шлюпка спаса- тельнаго типа, имѣетъ 13 Футъ длины и 4s/ t Футъ ширины (поднимаетъ 5— 7 человЬкъ). Шлюпка эта снабжена носовымъ и кормовымъ воздушными ящиками, имбетъ выдвижной железный киль, пробковый спасательный поясъ и рейковый парусъ. Она обладаетъ чрезвычайной поворотливостью и легкостью па ходу подъ парусомъ, а также весьма круто идетъ къ ветру. Научные приборы и приспособлена. Благодаря пожертвованію СПБ. Политехническимъ йнститутомъ и Министерствомъ Торговли и Промышленности гидрологическихъ приборовъ и посуды, оставшихся после научныхъ изследовапій адмирала Макарова на ледоколе «Ермакъ», а также благодаря передаче въ пользоваиіе И. СПБ. Обществу Естествоиспы­ тателей различныхъ гидрологическихъ и навигаціонныхъ приборовъ Главнымъ Гидрогра- Фическимъ Управленіемъ Морского Министерства, «Александръ Ковалевскій» богато снаб- женъ всемъ необходимымъ для всестороннихъ морскихъ изслЬдованш. Въ нашемъ распоряженіи были следующія приборы: МареограФЪ Элліота— имъ мы но воспользовались, т. к. Морское Министерство поставило свой мареограФЪ въ Екатерининской гав. Психрометръ Асмана — 2 шт. Батометръ Рунга. Батометръ системы Петгерссона-Нансена новой копструкціи, см. табл. У, рис. 3. Термометры Негретти-Замбра съ рамой Милля — 2 шт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz