Дерюгин, Константин Михайлович. Фауна Кольского залива и условия ее существования / К. М. Дерюгин. – Петроград : Типография Императорской Академии наук, 1915. – 929 с., 6 л. фот. : рис., карты, табл. + 2 отд. слож. л. карт.

36 It. ДЕГІОГИПЪ. Massacli.). Хотя она и вышла въ 1910 г., но докладъ мой на Межд. Зоол. Конгрессѣ въ Бостонѣ былъ сдѣланъ въ 1907 г. и запозданіе трудовъ съѣзда (и то появившихся лишь въ видѣ ог- дѣльпыхъ оттисковъ) можно объяснить только крайне плохой организаціей этого Конгресса. Статья А. Линко: «Матеріалы по Фаунѣ Phyllopoda Евр. Россіи» (1901) содержитъ лишь Формы прѣсноводныя изъ окрестностей Кольскаго залива, а его же статья «Hydro- medusen d. Barents Meeres» (1904) излагаетъ по отношенію къ Кольскому заливу отчасти то, что уже раньше появилось на русскомъ языкѣ (1900), отчасти и то, что позже появи­ лось въ его большой работѣ по планктону (1907). На этомъ и приходится закончить обзоръ литературы, касающейся Фауны Кольскаго залива до 1908 г. включительно. Съ этого года начинается новый періодъ въ изслѣдова- ніяхъ Кольскаго залива благодаря прибытію шхуны «Александръ Ковалевскій». Шхуна „Александръ Ковалевскій“; ея морскоеи научное вооруженіе. Съ 1903 г. и по 1908 г. паиболѣе крупнымъ судномъ на Мурм. Біол. Станціи былъ упомянутый выше ботъ«Орка». Однако, отсутствіе па «Оркѣ» механическаго двигателя ста­ вило судно и работающихъ на немъ въ полную зависимость отъ вѣтра. Кромѣ того, «Орка», какъ судно полупалубнаго типа, всетаки не представляла надежпаго убѣжища отъ столь частой на Мурманѣ непогоды; это лишало возможности совершать болѣе отдаленный экскур- сіи въ открытая части Кольскаго залива. Наконецъ, и при работахъ съ бота «Орка» обычныя въ Кольскомъ заливѣ глубины свыше 100 саж. оставались почти недоступными для изслѣдовапія, такъ какъ спускать и выбирать металлически тросъ на лебедку руками при такихъ глубинахъ и утомительно и долго. Часто приходилось на «Оркѣ» даже на глу- бинахъ до 100 саж. проходить обширныя пространства подъ парусами и со спущеннымъ траломъ, прежде чѣмъ получить что-либо въ тралѣ. Это лишало возможности точно опре­ делять глубину игрунтъ, съ которыхъ былъ добыта матеріалъ1), хотя, конечно, ботъ «Орка» по сравненію съ іолой и шлюпками, на которыхъ мы драгировали въ 1899 г. и въ началѣ 1903 г., былъ значительнымъ шагомъ впередъ. Рѣшивъ приступить къ постройкѣ большого судна для Мурман. Біолог. Станціи, Коммиссія, завѣдующая Станціей, возложила на меня выполненіе этого предпріятія. Весною 1905 г. постройка судна была сдана верфи А. М. Романова (въ С.-Петербурге). Судно конструировано извѣстнымъ знатокомъ этого дѣла, нроФессоромъ СПБ. Поли- техническаго Института, А. П. Фапъ -деръ -Флитомъ . Выборъ мотора и выработка типа лебедки были сдѣланы спеціалистомъ по двигателямъ внутренняго сгоранія, адъюнктомъ 1) Это заставляетъ насъ признать очень многія данныя по глубннамъ и грунтамъ за 1903—1907 г точными и воздержаться въ болынинствѣ случаевъ отъ использованія ихъ въ настоящей работѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz