Чиркин, Г. Ф. Колонизация Севера и пути сообщения. 1920.

вались лесопильные наводи и заводы древобумажной массы, эксплоа- тирующие лес при условии доставки его на небольшие расстояния водой или гужем. На карте Швеции с обозначением древообра­ батывающих заведений бросается в глаза их разбросанность по стране, тогда пак наши северные лесопильные заводы почти все сосредоточены в самих ринках экспорта. При таких условиях, когда лесозаводчику приходится 'тянуть бревна 1 .5 0 0 верст водою с реки Вычегды до гор. Архангельска, трудно рассчитывать на полную утилизацию древесины на месте. Вся наша лесопромышленность зиждется пока, главным образом, в отношении транспорта на сплаве. Но водный транспорт при всех его прей Vi}щес свах и выгодах чрезвычайно медлителей. Н а ­ чинается »н, обычно, с выплавки заготовленных бревен и других лесных материалов но маленьким речкам, большею частью мало­ водным и извилистым. В виду маловодна этих речек и быстрого* спада весенних вод к течение 7 — 10 дней, со сплавом приходится всегда очень спешить. Пывает нередко так. что при быстром спаде воды сплавляемые .материалы „обсыхают* па берегах уже в пути и остаются до следующей весны; при этом лес этот часто расхи­ щается. Кроме того, при сплаве леса значительный процент сплавляемого леса тонет. Для некоторых древесных пород, на- иример, березы, процент „ утопа“ доходит до 30°/о и больше. Для этою леса процент утопа настолько велик, что приходится давать березовым материалам „иерелетовать", т. е. продержать нх на берег) для просушки в течение одного летнего сезона и сплавлять в последующую за ним весну. Понятно, что такие операции связаны с большой потерей времени и с накладными расходами. С народно-хозяйственной точки зрения нельзя не считаться с тем обстоятельством, что сплав леса отрицательно влияет на такой источпиі. народного богатства, как рыболовство. Помимо запружения рек и озер лесными материалами, чем обусловливается невозможность ставить сети и снаряды рыболовов, воды рек за­ соряются множеством древесной коры, гниение которой отравляет рыбу. ІІа многих из русских рек исчезновение рыбы объясняется именно этой последней причиной. При таких условиях, в целях наибольшего использования древесины, особенно теперь, при громадном повышении ценности леса па рынках сбыта, настоятельно необходимо стремиться к до­ стижению того, чтобы древообрабатывающая промышленность п ри ­ шла на место произрастания сырья, а это достижимо лишь при условии правильно разработанной сети рельсовых, водных и гуже­ вых дорог в связи с колонизациею края. Параллельно с осуществле­ нием этих общегосударственных задач, по мере поднятия эконо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz