Чиркин, Г. Ф. Колонизация Севера и пути сообщения. 1920.

лесной промышленности севера Европейской России обусловливается: 1) общей малонаселенностью края; 2) недостатком или даже пол­ ным отсутствием железнодорожных путей сообщения; 3) недостат­ ком или плохим состоянием всякого рода других путей сообщения-— водных и грунтовых; 4) монопольностыо прав казны на землю, при которой затруднено возникновение промышленных предприятий п:і правах полной собственности. Малонаселенность, края является серьезным тормазом для всякого рода промышленных предприятий на Севере. На территории более миллиона квадратных верст, б двух названных губерниях числится около 1.7 милл. населения, что составляет в среднем 1,7 челой. на квадратную версту, тогда как ка такой же территории Швеции, Норвегии п Финляндии насчитывается до 10 ,7 миллиона жителей, или, в среднем. 11 человек па квадратную версту. Уже одно это сравнение указывает, при каких различных условиях пригодится действовать промышленности в том и другом случае. В пределах Архангельской и Вологодской губерний имеются ныне настолько пустынные местности, что операции заготовки и доставки леса приходится вести в них нуте>. целых экспедиций рабочих из отда­ ленных мест, с ппедварительной закупкой провианта для людей и корма для лошадей. Наличность готовых рабочих рук на месте представляется необходимым условием дальнейшего успеха лесо­ промышленности, и м этом отношении па первый план выступают вопросы колонизации края. Н а ряду с си ѵ и вопр >е железнодорожного строительства должен стоять в неразрывной <вязп и быть согласован с колонизацион­ ными планами. Железные дороги должны быть колонизационными осями, разрезающими край в соответствии с нуждами лесной про ­ мышленности и согласованным с работами но улучшению водных сообщений. Существующее расположение рельсовых путей пред­ ставляется крайне нецелесообразным. Линия Вологда— Архангельск и Вятка— Котлас оставляют вне всякого железнодорожного сооб­ щения площадь более 8 0 0 тысяч квадратных верст. На всей же названной территории в миллион квадратных верст имеется ныне около 1 .0 0 0 верст рельсовых путей или около 0 .0 0 1 версты на пло­ щадь в квадратную версту, тогда как. например, в Финляндии это соотношение в 10 раз больше, а в Півеции больше даже в 20 раз. Как основное колонизационное задание для лесопромышлен­ ности нашего севера, необходимо, чтобы железнодорожная сеть дала возможность утилизировать сырье на месте произрастания дерева и отправлять готовый товар к рынкам экспорта, выгадывая на деше­ визне рабочих рук и на оставлении отбросов производства на месте. Такую роль и сыграла железнодорожная сеть Швеции, где на всей территории страны вблизи железнодорожных нунктов откры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz