Чиркин, Г. Ф. Колонизация Севера и пути сообщения. 1920.

Опытные данные по этому делу в районе Тарских урманов, в пределах Тобольской губернии, в районах худших и по почвенным, с климатическим условиям, блестяще доказали это положение. Заселеяие »тих урманов шло медленно и неудачно. И только тогда, когда лесные склады Переселенческого Управления орга­ низовали здесь систематическяе лесные заготовки, вогда здесь бьглн устроены небольшие заводы для іямической обработки древесных отбросов, когда у нового населения явился ствмул, не отходе от своих новых мест поселения, корчевать свои пашни в лесные отбросы сдавать за деньги на заводы, Тарсвие районы быстро окрепли. Нине на раскорчеван них от леса нолях новоселы Тарегого урхана ішеюг в среднем по 5-ти десятин посевов на хозяйство, тогда как по данным Всероссийской переписи 1916 года посевная площадь крестьянского двора Вологодской и Новгородской губерний составляет всего 1,9 деелтвны. Таким путем нужно итта и в районе Северного пути. Такой путь эксп.тоатацйс леса, на раду с вывозкой на мировой рынок ценных лесных насаждений, закладывает основы разумного хо­ зяйственного устроения пустынной территории, которая быстрее всего возвратит затраченный капитал. Здесь не место касаться всех деталей и подробностей перспектив колонизационного дела в районе Северного пути. Важно лишь установить, что эта сторона вопроса должна быть, поставлена во ыанц угла бытия Северного аута. В этом залог его коммерческого успеха. Одним словом, колонизационные задачи Северного пути— это его реальное содержание, и ради их широкого государственного значения только и может быть оправдана концессия на основах „канадизации* для Великого Северного пути. Колонизация— эти альфа и омега экономического возрождения русского Севера, она же альфа и омега Северного пути, имеющего стать великим при условии экономического возрождения севера. Она же неразлучная спутница всякого железнодорожного пути на Севере.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz