Чиркин, Г. Ф. Колонизация Севера и пути сообщения. 1920.
18 — учитывая природные богатства Севера, станет ясно, что может создать Великий Северный путь. 1) Посевная площадь Свбири увеличивалась за последнее до войны время ежегодно на 1 миллион десятин, что ежегодно давало рынку 5 0 миллионов пудов хлеба, т. е. новую ценность в 5 0 мил лионов руб. по ценам до-военного времеви. 2) Вывоз хлеба из Сибири возрос с 5 миллионов пудов до 150 миллионов пудов. 3) Сибирская железная дорога из бездоходной превратилась в доходную: в 1 9 1 3 г. дата 13 миллионов рублей чистой доход ности. 4) Вывоз масла из Сибири, как результат колонизационного хозяйства, достиг к началу войвы 5 миллионов пудов, что в пе реводе на до-ііоенные цены составит 75 миллионов рублей, т. е. вдвое больше, чем давало русскому народному хозяйству вся русская золотопромышленность. Если иметь в виду приведенные опытные данные, что может сделать пионерный железнодорожный путь, как плуг, вспахивающий ц е ли н у , то, уясняя себе целинность еще Северного края, подобных же результатов следует ждать и на Севере, но лишь при условии широкой колонизационной политики. Уже само цо себе одно сооружение этого пути, экспло^тация лесных пространств и эксплоатация пути потребует, по опытным и сметным данным, свыше 100 тысяч рабочих сил. А их на место нет. Следовательно, нужно их привести с; семьями для прочной оседлости. Ведь нельзя же строить путь и организовывать воспо- собляюіцие его нредприятия на привозном труде, привозных ло шадях, привозить сено и продовольствие. Все это необходимо создать на месте. А потому 100 тысяч рабочих потребуют устройства на месте и своих семей. Это необходимое условие для разумного бытия великого пути. Устройство, следовательно. 5 0 0 — 6 0 0 тысяч душ обоего пола (семья 5 — 6 человек) ~это первая очередная задача по колонизации Северного пути, ем\ сопутствующая. Использование ценных лесов, па коммерческо-государственвых основаниях, требует не хищнического истребления леса, что про исходит до сего дня, превращающего леса в болота, а использо вание леса с устройством лесных районов для человеческого куль турного обитания. Только при этих условиях и лес приобретет ценность на месте, смягчится и климат, появятся на месте продукты сельского хозяйства, бесспорность чего установлена и опытными данными и реальными новыми поселениями, как отмечено выше, возникшими за последние годы. Все это является необходимым условием для древообделывающих и древоперзрабатывающих пред приятий в р&ІсЕе Северного пути.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz