Чиркин, Г. Ф. Колонизация Севера и пути сообщения. 1920.

10 — 10 пудов печеночного жиру. На раду с треской, иод общим н а ­ званием трескового промысла, на Мурмане ловится: треска, пикша, зубатка, палтус, морской окупь. При всем рыбном богатстве Мурманского моря, современный, мурманский промысел протекает в тех же условиях, как и сто­ летие тому назад. Местное колонистское населеаие, при своей ничтожности, совершенно не в состоянии что-либо сделать для поднятия мурманского улова и, не имея сносного промыслового вооружения, в большинстве положительно бедствует. Улов рыбы производится с убогих беспалубных промысловых судов, преиму­ щественно „шняк" и „ е л “ , грузоподъемностью от 2 0 0 до 3 0 0 пудов. Работа на этих судах требует от ловцов всегда невероятной з а ­ траты физической силы. * ■ Вопрос о настоятельной и неотложной замене „ш н я к “ и „ел* промысловыми судами более совершенного типа является самым больным. Если бы современный мурманский промысловой флот был заменен парусными и моторными ботами, то, при том же самом количестве судов и ловцов на Мурмане, общий улов Мур- мана возрос бы раз в 5. Средний заработок „шняка* и „елы" за нее сделанные па промысел выезды составляет около 3 0 0 руб., а парусного бота— 1 .2 0 0 руб. При этом, если за весь летний промысловой сезон на Мурмане „ш н я к а “ делает 3 5 — 40 выездов, то палубный бот, имеющий хорошую парусность, делает в 3 раза болыно рейсов. И в то время, как в Норвегии парусно-моторный промысловой флот быстро прогрессирует, мы стоим на точке з а ­ мерзания. В Норвегии в 19 0 8 году было всего 80 парусно-мо­ торных судов, в 19 0 7 году их было 6 4 7 , а в 19 0 9 году— 1 .736 и в 19 1 0 году стало уже 2 .4 0 7 , тогда как у нас свыше 8 0 ° / 0 промыслового флота составляют Яшн яки “ и „елы“ *). Реорганизация промыслового флота на Мурмане и развитие его морских промыслов стоит в тесной связи с колонизацией Мурмана. В настоящее время на Мурманском побережье находится 54 колонии, представляющие собою промысловые поселки убогих скученных строений, с крайне антисанитарными условиями жизни. При скоплении промышленников в них во время летних мурман­ ских промыслов картина удручающая. З а неимением свободных жилищ, часть промышленников располагается нросто под открытым небом, перевернувши на берегу своп „шняки" и „елы“ . Большая же часть промышленников размещается по „станам". „Станьт“ пред­ ставляют собою ни больше, ни меньше, как сколоченные из досок на скорую руку скверные сараи. Гавани совершенно необорудованы. *) Сведения »т« із я т ы иу книги А. А. Жилингкого: „Морские промыслы ь е ю г о моря ■ Ледовитого океана".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz