Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

— 73 леппыя дгъла страны. Я буду просить пзвинешя, если ска­ жу по этому поводу несколько словъ о другомъ вопросе— о железныхъ дорогахъ, по отношешю къ мореплавашю. Вероятно Muorie еще помнятъ, съ какою борьбою въ 1842 году решено было въ Poccin построеше Николаев­ ской железной дороги. Очень не мнопе сознавали тогда пользу этого сооружешя. Между темъ въ это время Ев­ ропа и Америка обстроивались уже тысячами миль рель- совыхъ путей, а наши песчастныя воззрешя мешали иамъ следовать за ними. Мы тогда были почти убеждены, что Европа и Америка ошибаются, затрачивая мшпарды рублей на эти сооружешя, и непременно раззорятся отъ нихъ; ивследств1е этого, какъ же мы и отстали отъ Европы и Америки въ железныхъ дорогахъ, и какъ затруднилась отъ того наша торговля! Къ счастш, пора заблуждешя этими несчастными воззрешями скоро прошла; чрезъ 25 летъ мы одумались и пришли къ тому, что безъ железныхъ дорогъ обойтись нельзя, что отъ неимешя ихъ, мы отодви­ гаемся отъ Европы все дальше и дальше, что день отъ дня беднеемъ и раззоряемся. И вотънастала другая эпоха-.желез- ныя дороги повсюду намъ понадобились, мы принялись пхъ строить во все стороны, чуть не каждый день объявляются новыя концессш на какую нибудь ветвь. Иностранцы ве- зутъ къ намъ на построеше дорогъ свои капиталы, а съ темъ вместе груды чугуна въ различныхъ видахъ;— и ко­ нечно торопливо определенный лиши, можетъ быть, частно и окажутся ошибочными, да мы и не думаемъ объ этомъ; мы махнули рукой, лишь бы только строить и строить, да и въ этомъ случае поступаомъ все таки не по европейски, а по своему— по-русски. Въ Европе, начавши строить же­ лезные пути, не замедлили обзавестись рельсовыми заво­ дами, локомотивными Фабриками, что бы все делать дома, не заимствуя у другихъ; въ некоторыхъ странахъ изданы были законы, восирещаюгще провозъ всего необходимая для желез, дорогъ и ноощряншце къ сооружешю своихъ Фабрикъ и заводовъ для локомотив, и рельсовъ. Мы же нача­ ли строить дороги, сначала— пробную доЦарскаго села въ 1836 году, а потомъ уже— промышленную Николаевскую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz