Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.
— 73 леппыя дгъла страны. Я буду просить пзвинешя, если ска жу по этому поводу несколько словъ о другомъ вопросе— о железныхъ дорогахъ, по отношешю къ мореплавашю. Вероятно Muorie еще помнятъ, съ какою борьбою въ 1842 году решено было въ Poccin построеше Николаев ской железной дороги. Очень не мнопе сознавали тогда пользу этого сооружешя. Между темъ въ это время Ев ропа и Америка обстроивались уже тысячами миль рель- совыхъ путей, а наши песчастныя воззрешя мешали иамъ следовать за ними. Мы тогда были почти убеждены, что Европа и Америка ошибаются, затрачивая мшпарды рублей на эти сооружешя, и непременно раззорятся отъ нихъ; ивследств1е этого, какъ же мы и отстали отъ Европы и Америки въ железныхъ дорогахъ, и какъ затруднилась отъ того наша торговля! Къ счастш, пора заблуждешя этими несчастными воззрешями скоро прошла; чрезъ 25 летъ мы одумались и пришли къ тому, что безъ железныхъ дорогъ обойтись нельзя, что отъ неимешя ихъ, мы отодви гаемся отъ Европы все дальше и дальше, что день отъ дня беднеемъ и раззоряемся. И вотънастала другая эпоха-.желез- ныя дороги повсюду намъ понадобились, мы принялись пхъ строить во все стороны, чуть не каждый день объявляются новыя концессш на какую нибудь ветвь. Иностранцы ве- зутъ къ намъ на построеше дорогъ свои капиталы, а съ темъ вместе груды чугуна въ различныхъ видахъ;— и ко нечно торопливо определенный лиши, можетъ быть, частно и окажутся ошибочными, да мы и не думаемъ объ этомъ; мы махнули рукой, лишь бы только строить и строить, да и въ этомъ случае поступаомъ все таки не по европейски, а по своему— по-русски. Въ Европе, начавши строить же лезные пути, не замедлили обзавестись рельсовыми заво дами, локомотивными Фабриками, что бы все делать дома, не заимствуя у другихъ; въ некоторыхъ странахъ изданы были законы, восирещаюгще провозъ всего необходимая для желез, дорогъ и ноощряншце къ сооружешю своихъ Фабрикъ и заводовъ для локомотив, и рельсовъ. Мы же нача ли строить дороги, сначала— пробную доЦарскаго села въ 1836 году, а потомъ уже— промышленную Николаевскую
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz