Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

— 3 79 — а чрезъ это удешевилась бы перевозная плата. Арханг. портъ елужилъ бы не для одной лишь отправки, но и для привоза. Доставка сюда продуктовъ хлебныхъ сделалась бы предметомъ преимущественно торговли внутренней, за- хвативъ районъ не одной губ. вятской, но также и низова- го приволжья. Однимъ словомъ, железная дорога отъ р. Вычегды къ р. Вятке; въ совокупности съ доиущешемъ то­ го способа колонизацш, какой предложепъ мною во второй части доклада, — вотъ могущественныя и единственныя меры, которыя самымъ естественнымъ образомъ отвратятъ изолированное положеше средней части арханг. губ., въ отношенш къ губершямъ волженской системы; разовьютъ внутреннюю торговлю, въ интересахъ отечественныхъ; въ техъ же иитересахъ, увеличатъ торговлю заграничную, чрезъ арханг. портъ, безъ ущерба другимъ портамъ; и въ конце . концовъ, освободятъ эту страну отъ гнетущаго ея, истощающаго п убивающаго господства иностраицевъ. Из- держекъ на это со стороны казны не потребуется ни од­ ного рубля; не потребуется даже номинальной гарантшдля дороги, если предварительно заявится возможность вос­ пользоваться частной предпршмчивости пустопорожними казенными землями. Понятно, что наделу такихъ земель и продаже ихъ, должио предшествовать государственное генеральное межеваше въ губершяхъ вятской и арханг.; но это потребность государственная, и расходы на ея удовлетвореше, сугубо вознаградятся, и въ свою очередь, какъ я сказалъ выше, составятъ громадную статью казен- иаго дохода. Въ такой же степени необходимо устранить изолирован­ ное положеше северо-двинскаго бассейна съ арханг. пор- томъ, по отношенш ихъ къ расположеннымъ иа юго-западе внутреннимъ губершямъ: вологодской, олонецкой, петер­ бургской, новгородской и вообще къ верховъямд системы волженской. Кроме потребностей промышленныхъ и тор- говыхъ, здесь является еще и потребность стратегическая. Но осуществлеше этойцели представляетъ гораздо более затрудненш, при отклоиенш судоходной части Двины къ юго-востоку. Сухона, также какъ Югь и Луза, далеко не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz