Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.
— 348 — въ совокупности съ научными выводами, не оставляютъ ни малейшаго сомнФнш, что по меръ приближешя Ураль- скаго хребта къ северу, увеличивается масса рудныхъ богатствъ и улучшается качество некоторыхъ рудъ, въ особенности каменнаго угля. Еще большее преимущество северной части Урала предъ южною, обусловливается удоб- ствомъ водяной перевозки грузовъ. Считаютъ, обыкновен но, что развитие въ южной части Урала горнозавод. про- мыш.,нрепятствуютъ административные стеснительные по рядки горнаго устава. Конечно, нельзя отвергать справед ливости такого мнешя; не наиболее существенное препят- CTBie составляетъ последовательное съ 1797 г., т. е. со времени кончины Екатерины II, и настойчивое уннчтожеше всехъ ея предначертаны къ утверждешю тамъ прочной русской власти и спокойнаго частнаго землевладешя. При чемъ, насколько въ совокупности обе эти причины препят- отвуютъ въ южной части Урала развитш, не ьдной только промышленности горнозаводской, но вообще всехъ отрас лей промышлен. и торговли, равно какъ и правильной тамъ колонизацш, настолько теже причины, въ северной части Урала, преграждаьотъ всякую возможность водворешю тамъ и русской колонизацш, и промышленности съ торговлею. Въ южной части Урала, сверхъ того, есть еще' и мтъстпыя естественный препятств 1 я къ развитш промышленности, и притомъ препятств 1 я такого рода, что произведешяюж- наго Урала никогда не могутъ иметь сбыта на заграничныхъ европейскихъ рынкахъ, и даже на рынкахъ русскихъ въ южной, западной и северной частяхъ государства, где они встречаютъ и будутъ постоянно встречать невыгодную для себя конкуренцш, не только съ продуктами другихъ русскихъ заводовъ, но и съ заграничными, несмотря на оплату последнихъ таможенною пошлиною. Это зависитъ отъ дороговизны производства иперевозки. При множестве выпускаемыхъ Ураломъ многоводныхъ и въ полномъ смы сле величественныхъ рекъ, на долю южной его части до сталась лишь одна Кама, да еще такъ себе, середка на половинке, Белая и Уфа *), которыя при вниманш къ нимъ, ’) Были они судоходны, равно какъ и р. Чусовая. Но съ 1797 г., вей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz