Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.
въ царствоваше Александра I -го, Екатерининскш каналъ, на 16 верстъ длины, теперь почти заброшенъ, также какъ заброшены большая часть нашихъ водяныхъ путей" сооб- ЩёншГНо рано или поздно придемъ же къ убйждешю, что жел*зныя дороги, въ особенности при тягот*ши ихъ къ Западу, безъ водяной перевозки и подвозки, истощаютъ матер 1 альныя силы государства, не говоря уже о платеж* иностранцамъ процентовъ за капиталы, заимствуемые для ихъ постройки. Рано или поздно, придется же намъ ухва титься за водяныя сообщешя, рЬчныя и морсшя, какъ за единственное средство^ которое можетъ остановить по степенное иотощеше, и которое создастъ тате капиталы, громадность коихъ изумитъ нашихъ умозрительныхъ тео- ретиковъ, не имФющихъ понят 1 я о матер 1 альныхъ силахъ государства, и предлагашщихъ, вместо развит!я ихъ, погоню за капиталами иностранными.— Считаю себя счастливымъ, что въ сред* стар-Ьишаго изъ русскихъ Обществъ — Им- пер. Больн. Экономич, выпало на мою долю напомнить со- отечествеиникамъ о забытой и запущенной стран*, гд* рано или поздно долженъ явиться, и явится на св*тъ Божш неизсякаемый родникъ кипучей деятельности про мышленной и торговой, которая ороситъ и напоитъ боль шую часть государственной территорш. При этомъ считаю не лишнимъ оговориться, что я далеко не признаю настоя- тельншП^бходийости въ затрат* теперь же капитала на углубление и вообще на улучшеше Екатерининскаго кана- ла. Районы соединяемыхъ имъ р*къ Камы и Вычегды, им*я одинакую производительность, не могутъ нуждаться въ искуственномъ водяномъ пути для взаимныхб спошвнШ. Для пврввозокъ ж е отдалеппыхъ, они им*ютъ естествен ный, весьма удобныя пути: районъ Камскш им*етъ къ сво- По см*тЪ, составл. на оспованш этнхъ соображ., требовалось 293.614 р., а работы конч. въ три года. Предиолож. Леонтьева одобрены, сыЬта ут- вержд., н въ 1817 г. отпущ. деньги. Въ 1822 г. каналъ соверш. конченъ и судоход, открыто. Рькп Юж . Кельтма, Джуричъ., а особ. СЪв. Кельта, столь мелководны, что въ межень суда съ значит, грузомъ не могутъ проходить; а пот., чтобы эти р Ьки сделать судох. въ теч. всего лЪта,— необход. искуств. пособ1я. Изъ вЬдом. за 1829— 33 гг. видно, что судовъ разн. наименов., считая и лодки, проходило: въ 1829 г.— 10; 1830— 4; 1831— 6; 1832— 17; и въ 1833 г.— 16. — 341 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz