Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.
— 340 — ства теперешняго Екатерининокаго канала, для соединения р^къ Камы и Вычегды, чтобы такимъ образомъ открыть непрерывное водяное сообщеше между морями Каспшскимъ и Бг.лымъ. Настойчиво хлопоталъ объ этомъ и послйднш русокш министръ коммерцш гр. Румянцевъ *). Оконченный *) Мысль о содиненш водъ КасиШск. моря съ Белымъ прпнадлежитъ Петру I -му; но неизвестно катая обстоят, воспрепятств. совершешю этого предпр1ят1я. Оно стало осуществляться при Екатерине II, по проекту пермскаго и вологодскаго генер. губернатора Мельгунова. Новодомъ по служило то, что когда въ уезде устьсысольскомъ и вообще въ губ. воло годской былъ крайнШ недостатокъ въ хл ебе ,—жители чердыискаго уЬзда привозили туда хлебъ, чрезъ дремуч1е леса, на неболыпихъ судахъ, по рекамъ южной Кельте, впадающей въ Каму, и север. Кельтме, внад. въ Вычегду. Н а проведете канала было ассигновано 560 т. руб.; работы начались въ 1787 г., и уботреблено 88.561 р. на начальное прокопаше канала, расчистку нобочныхъ рекъ и на заготовлете матер1аловъ. За темъ, по военн. объстоят., работы остановлены, и ассигнованная сумма обращена на надрупя госуд надобности. Въ 1803 г. министръ коммерцш Гр. Румянцевъ, признавая всю важность соединейя водянымъ путемъ губернШ восточныхъ, лежащихъ побассейнамъ рЬкъ Волги, Камы, Белой, и Чусовой,-' съ Севернымъ океаномъ — съ одной стороны, н БалтШскимъ моремъ, посредствоыъ оз. Кубенскаго— съ другой стороны, исходат. ассиг- нов. 450 т. руб на оконч. Северо-Екатер. канала. Въ числе необходимо стей государ., приним. въ соображ. доставка къ арханг. порту лиственпчна- го леса съ береговъ рекъ Чусовой и Белой. Медленное производство ра- ботъ, сопряж. съ затратою лишнихъ денегъ, отъ повреждешя прорывае- мыхъ канавъ, возбудило въ 1810 г. предполож. остановить работы. Меж ду твмъ, устройство частными лицами склодочн. анбаровъ па канале, указывало пользу отъ него местной промышл.; а потому, въ 1811 г. при знано было продолжать работы въ томъ только виде, чтобы каналъ могъ служить, на первый разъ, по крайней м ере для весенняго судоходства, какъ сначала и предиолагалъ ген. губ. Мельгуновъ. Въ 1811 и въ начале 1812 г. выемка земли была кончена, а прорывы еще не все заделаны; но по случаю войны, роботы останов., п каналъ остав. въ такомъ поло до 1818 г. Въ 1816 г., со стороны управл. путей сообщ. признаны необх. соображ . всехъ тЬхъ казенныхъ и част, пользъ, кои могутъ вести къ разрынешю след, вопросовъ: «Действ, ли этотъ каналъ п&лезеаъ для госуд. торговли и въ какой мерь; въ какомъ виде сооруд. его; не льзялп значит, образ, сократить издержки, обративъ его въ перекопъ для одного весенн. сплава судовъ, ц как1я употр. къ тому средства?». Ген.-ыашръ Леонтьевъ, на ко- тор. было возлож. разреш . наместе этихъ вопр., донесъ: ^Выгода постр. Сев.-Екат. канала несомнительна; хотя въ начале откр. онаго, нельзя ожи дать значит, судох., но со врем, опо можетъ увелич., особливо къ Сибир скому краю. Кончить кан. весьма желат. уже и пот., что лесъ, инстру менты и все потребное для строетя шлюзовъ и проч., заготовлено. Обра тить каналъ въ перекопъ невозможно, т. к. разность гориз. воды р. Джу- рича (впад. въ Юж . Кельтму) и р. СЬв. Кельтмы, 15 ф . 8 д.; а пот. па- добно устр. три щлюза и одинъ водоспускъ на всемъ прот. кан. (16 вер. 322 саж.). Принимая въ соображ . долгкенств. проходить чрезъ каналъ су да небольшаго размера, и что нзъ Арханг. возвращ. они не будутъ, Ле- онтьевъ ечиталъ лишнимъ соединяклщя каналъ реки обращать въ шлю- зованн. систему, а только очистить ихъ. Самый же каналъ полагалъ устр. так. образ., чтобы могли проходить суда съ осадкою не более 3-хъ Фут.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz