Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

— 20 — нымъ ихъ сбсуждешемъ; тогда какъ, принявши предлагае­ мую мною систему разделешя, съ разрешешемъ одних г» вопросовъ, друпе разрешатся сами собою. Судостроеше было и, ио геограФическимъ и топограФиче- скимъ услов1ямъ всего севернаго прибрежья, должно быть тамъ главною отраслью местной промышленности. Для возобновлешя этойпромышленности для прочнаго ея водво- решя п развитоя, существуютъ тамъ таше элементы, ка- кихъ, быть можетъ, неотыщется въ цЬломъ M ip e , именно: лесъ въ изобилш, самаго лучшаго качества; и приспособ­ ленный къ этому делу рабоч1я силы, съ энерпею и пред- пршмчпвостою, сколько известно изъ всехъ сведений о по- морахъ, сообщенныхъ печатио и изустно. Едва ли также отыщется где-либо другая подобная местность, не только въ нашемъ отечестве, но и въ другихъ странахъ, где бы постройка кораблей могла обходиться такъ дешево, какъ но прибрежью Севернаго океана. Въ доказательство этого, г. Сидоровъ въ своей записке приводитъ пример ь построй­ ки въ 1830-хъ годахъ, въ Архангельске, Фрегата для египетскаго паши. Это судно Махмету-Али обошлось вдвое дешевле другихъ его Фрегатовъ, построенныхъ въМарсели и Ливорно. По исчислешю г. Богуслава, «въ теченш 10-ти летъ (между 1839 и 1851 г,) по Белому морю вывезено лесныхъ матер1аловъ на 9,710,000 руб. ассигн. Трехъ- мачтовый же сосновый корабль, имеющш 80 Фут. по килю, содержащш150 ластовъ, со всеми прииадлежностями,сто- итъ въ Поморье 35;000 руб. ассигн. Поэтому на 9,710,000 руб. ассигн., т. е. на сумму, выражающую десятилетнШ отпускъ леснаго товара, можно бы было выстроить 27 7 трехмачтовыхъ кораблей. А такъ какъ весь лесной мате- р1алъ составляетъ едва 1|5часть полной стоимости корабля, снабженнаго такелажемъ и вооружешемъ, то изъ этого следуетъ, что въ 10 летъ вывезено за граньцу строеваго матер1ала на 1385 кораблей. При этомъ надобно заметить, что наша северная сосна, крепостою древесины, плотносатю и прочности, далеко превосходить однородную ейпороду, на юге. При отличныхъ свойствахъ сосноваго леса на се­ вере, по замечашю г. Богуслава, подтвержденному и дру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz