Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

301 — ограничиваясь только темъ ч т о есть, и неговоря о томъ; что должно бы быть, речь г. Романова недаетъ ответа на этотъ жизненный для Россш вопросъ. Но ответомъ на него служатъ видимые грустные результаты: полное порабощение иностранцами русской торговли, и уничтоже- шя русскаго торговаго Флота. Речъ г. Романова, нетолько не отвергаетъ настоят, необходимости устройства искуств. путей сообщ. къ открытымъ морск. портамъ, какъ сред­ ства увеличить ихъ производит, районъ и сделать ихъ по­ лезными государству, а напротивъ, указываемыми приме­ рами, подтверждаетъ такую необходимость; и въ тоже время энергически возотаетъ противъ предлагаемой мною постройки шоссе отъ Онежскаго зал. на Беломъ м., до Север, океана. Не ясное ли тутъ противореч 1 е? Чтобы убе­ дительнее для слушателей опровергнуть необходимость устр. предлаг. мною шоссе, г. Романовъ сравниваетъ такую необход., съ необходимости постройки шоссе отъ Харь­ кова въ Крымъ. Сравнеше неудачное во всехъ отношеш- яхъ: во 1 -хъ, въ видахъ облегчешя въ передвиж. грузовъ, трудно сделать какое либо сравнеше, ни по ценности гру­ зовъ, зависящей отъ ихъ качества, неимеющаго между со­ бою ничего общаго, ни по количеству грузовъ, увеличеше коихъ зависитъ отъ удобства путей сообщ., следов, отъ самаго шоссе. Во 2-хъ, касательно затраты капиталовъ на постройку того и другаго шоссе, еще меньше можно допускать какое либо сравнеше. Отвергая затрату на по­ добный предпр 1 ят!я капиталовъ казенныхъ,и предоставляя осуществлеше ихъ частной предпршмчивости, вопросъ о сравнены делается чисто комерч.: сколько требуется ка­ питала, и сколько можетъ о т выручить процентовз? При этомъ, нельзя не иметь въ виду, что постройка шоссе на пространстве между Харьковомъ и Крымомъ, где нетъ ни камня, ни песку, где ощущается недостатокъ въ лесе и свободныхъ (дешевыхъ) рабочихъ, можетъ обойтись отъ 1 0 до 15 т. руб. за версту, тогда какъ постройка шоссе въ области Лапландской будетъ стоить 3 т., иникакъ не более 4 т. руб. за версту. Въ 3-хъ, въ отношеши стратегическомъ, защита государ. границъ подчиняется случайностямъ вой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz