Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

298 — что край скалистый, край похожш на Финлянд 1 ю, что въ этомъ отношенш и отличаетъ его отъ остальной половины Арханг. губ. Во вторыхъ какого рода колонизафя? Если, наиримеръ, проектируя шоссе, проектируя станцш, мы предпол. сделать заселеше, откуда мы возьмемъ людей для этой колонизащи? Объ иностранцахъ я не говорю, а гово­ рю о русскихъ. Разве на Руси такъ много народа, что ему некуда деваться? Отчего же правит, въ затрудненш коло­ низовать Крымъ, Кавказъ? Отчего остаются лучпйя мест­ ности Тобол, губ. незаселенными? Это все доказываетъ не- доотатокъ колонизаторовъ у насъ. Докладъ предполагаетъ колонизащю Мурман. берега сделать свободною, конечно поощряемою некоторыми привилег., но не принудительною — по распоряжешю правительства. Следов., если правител. справедливо,— оно должно дать льготы одинаковыя коло- низаторамъ по всемъ местностямъ Poccin, въ особенности, которыя прилегаютъ къ морю, какъ Крымъ. Ихъ произво- дительн. отразится на благосостоянш государства. Нако­ нецъ, направление колонизащи было на югъ, этимъ и объ­ ясняется скорое заселеше Новороосш. Следоват., по всемъ этимъ обстоятельствам^ я полагаю: во 1 -хъ, что на шоссе государств, денегъ никогда не хватитъ, пот. что есть местности въ Poccin более нуждающаяся; во 2-хъ колони- защя мож. б. направлена туда, только какими-нибудь по­ нудит. мерами, пот. что, при извЬстномъ пособш, при льго- тахъ, каждый русскш переселенецъ охотнее пойдетъ на Кавказъ, въ более благораств. воздухъ; въ 3-хъ мест­ ность до такой степени скудная и представляетъ такъ мало данныхъ для увеличешя скотоводства, необходимаго для увеличешя движешя по шоссе, въ сравненш съ Орен­ бург. и Новорос. губ. Тамъ не можетъ быть скотоводства. По всемъ этимъ причинамъ перевозка не только будетъ не дешева, но очень дорога, и нивъкакомъ случае не можетъ выдержать конкурренцш съ морскою, и следов, товары ни подъ какимъ видомъ не пошлются изъ Белаго м. по этому пути. Я исключаю только тотъ случай, который бываетъ во всехъ портахъ, что товаръ запоздаетъ и поневоле при­ ходится тянуть его гужемъ. Но это случай исключительн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz