Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

— 297 общ. Конечно съ нимъ могутъ соперничать только наши безобразный почтовыя дороги, по которымъ не можетъ быть иногда никакого сообщешя. Спрашивается: почему же товары, которые идутъ изъ Онежскаго оз., будутъ пред­ почитать самый дорогой путь по шоссе, вместо Белаго м.? Можетъ быть скажутъ, что Белое м. замерзнетъ, что на- вигащя кратковременна, что когда нельзя плавать, то по- везутъ по шоссе. Но Онежокш каналъ замерзаетъ раньше, чемъ Белое море; следовательно, если товары будутъ под­ возиться круглый годъ, что только возможно по жел. до­ рог., тогда только можно надеяться, что этотъ путь пред- почтутъ передъ другими. Но какъ этого не видится, ка­ налъ тоже замерзнетъ, следов, будутъ кате-нибудь оста­ точные товары, которые пройдутъ каналъ и пезаставъ на- вигацш, пойдутъ по этому пути. Мы зиаемъ, что во всей Poccin шоссейныхъ дорогъ 7 т. верстъ. Теперь предлага- ютъ увеличить еще на 600 верстъ. Почему же правитель­ ство или частная компанш найдутъ чрезвыч. выгодиымъ затрачивать свои капиталы на местность пока безлюдную, пока не пользующуюся благораств. климатомъ, пока не представляющую никакихъ продук. и естеств. произв., ко­ торый могутъ составить предметъ вывоза? Почему же не выстроить шоссе изъ Харькова въ Крымъ, которое было недавно государств, потребностью, отъ котораго можетъ быть исходъ войны былъ бы более благопр1ятный? Почему же Харьковско-севаст. шоссе должно быть отложено, и ему предпочтено шоссе въ безлюдной и суровой местно­ сти? Следовательно предлагать такую идею, — это зна­ чить разочитывать на слишкомъ несправедливое noco 6 ie правительства, въ ущербъ оотальнымъ более производит, мести. Poccin. Потомъ, положимъ частная комиашя, каки­ ми-нибудь судьбами, шоссе выотроптъ; катя есть данныя предполагать то, что по этому шоссе будетъ перевозка де­ шева? Я не говорю уже о томъ, что перевозка ни по ка­ кой дороге не можетъ быть такъ дешева, какъ по мор­ ской. Где лошади для этого шоссе, где люди? Катя край представ. услов 1 я, чтобы продовол. лошадей было дешево, было обильно, когда въ докладе, въ то же время, сказано,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz