Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

— 296 отпускъ и привозъ Севастоп. порта совершенно ничтожны, въ сравнены съ самыми плохими портами Азовскими— мелководными, замерзающими, какъ Таганрогу где суда должны грузиться за 20 верстъ отъ берега. Что за при­ чина? Причина ясна: торговля избираетъ не те порты, ко­ торые замерзаютъ или не замерзаютъ, особ, въ странаху где нетъ искусствен, путей сообщешя, а все подвозится по водянымъ путямъ; торговля избир. те порты, куда мо­ жно привезти больше товару и откуда можно больше вы­ везти. Этимъ объясняется торговля Риги и Петерб.— пор­ товъ чрезвыч. не оовершенныху въ сравнены съ Либав- скимъ и самыми лучшими на Балтшокомъ море — Балтш- скимъ и Ревельскимъ. Слъдов. вопросъ о направлены тор­ говли въ известные порты, тесно связанъ съ вопросомъ о томъ: какими путями связаны эти порты съ внутренностью производительныхъ районову наконецъ какъ велики райо­ ны. Архангельскъ связанъ съ некоторыми губершями, обытъ къ нему дешеву потому что производятся сплавы. Тоже самое видимъвъ Рижскомъ порте итоже самое видимъ въ Пе­ терб, порте, при искусств.путяхъ сообщ. Затемъни Севасто­ поль,ниЛибава,которые считаются лучшимипортами,не поль­ зуются такими преимуществ., и производительн. районы ихъ меньше районовъ другихъ портовъ. Вотъ причина, почему торговля не можетъ направляться туда. Следоват., Колавъ этомъ отношены никогда не можетъ сравняться съ Ар- хангельскомъ. Частпо это относится и къ Онеге, пот. что оба эти города не связаны съ внутренней Poccieft удобны­ ми путими сообщешя. Затемъ, катя причины заставятъ товары идти изъ Онежскаго канала въ Белое море и отту­ да въ Колу сухопут. сообщ. 600 верстъ, и что мешаетъ этимъ товараму при устье канала, быть погруженными въ суда, подобно тому, какъ npo 4 ie товары грузятся въ устье Двины и Онеги, и направятся за границу темже путемъ? Шоссе 600 верстъ — это равно протяженно ме­ жду Спб. и Москвою. Мы знаему что самая дешевая пере­ возка— это перевозка водяными морскими путями, затемъ речными, железными дорогами, и наконецъ шоссе. Следов, шоссе есть самый дорогой изъ всехъ искусств, путей со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz