Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.
нетъ возможности доставить имъ, по отсутсвш путей со- общешя между оз. Онежскимъ и Север. океаномъ. Ал. же Як. энергически отрицаетъ самую необходимость устройства тамъ удобныхъ путей сообщешя, обрекая этимъ даже и Финляндцевъ на недостатокъ въ хлебе. Уже ради лишь того; чтобы сотни тысячъ русскихъ подданныхъ (ведь и ф и н л я н д ц ы не чуж1е для насъ) избавить отъ голода, на добно устроить пути сообщешя. Но А. Я. смотритъ на та кое устройство съ коммерч. точки зрешя, доказывая; что не принесетъ оно пользы на затраченный капиталъ. И въ этомъ даже отношеши, онъ сильно ошибается; теже самые северные ф и н л я н д ц ы , которыхъ онъ приводить въ примеру начиная отъ Улеаборга къ норвеж. границамъ, и самые нор вежцы перевезутъ по этимъ путямъ съ Онежскаго озера миллювы пудовъ хлеба, а взаменъ того, съ своими естест венными и заводскими произведениями обратятся по темъ же путямъ: въ одну сторону— къ Онежскому озеру, которое, такимъ образомъ, сделается складочнымъпунктомъвзаим- ныхъ торговыхъ сношенш; и въ другую сторону— къ на- шимъ Севернымъ портамъ. Это несомненно, какъ дважды два— четыре, такъ какъ известно, что северные ф и н л я н д ц ы , не имея у себя морскихъ портовъ, поневоле свои гру зы должны перетаскияать чрезъ громадные кряжи, чтобы попасть въ порты балтШсте. Отвергая необходимость ка нала отъ оз. Онежскаго къ Белому морю, А. Я., въ тоже время, силится ограждать интересы Архангельска; а ведь этотъ каналъ настолько же полезенъ и Архангельску, па сколько необходимъ Лапландской области. Вооружаясь противъ устройства путей сообщешя въ Лапландской об ласти, противъ учреждешя тамъ открытыссз морскихъ пор товъ, и проч., А. Я., въ тоже время, советуетъ нашему Экон. Обществу развивать тамъ рыболовство, кораблестроеше и мореходство, какъ промышленности, свойственныя мест- нымъ климатич. услов1ямъ. Да о чемъ же какъ не объ этомъ толкуетъ мой доклада! А за симъ, было бы желательно, чтобы А. Я.; отвергая потребность путей сообщешя и мор скихъ гаваней, разъяснилъ бы, кашя же онъ предполагаетъ принять друия меры къ развитш сказанныхъ трехъ от- 19 — 289 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz