Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

нетъ возможности доставить имъ, по отсутсвш путей со- общешя между оз. Онежскимъ и Север. океаномъ. Ал. же Як. энергически отрицаетъ самую необходимость устройства тамъ удобныхъ путей сообщешя, обрекая этимъ даже и Финляндцевъ на недостатокъ въ хлебе. Уже ради лишь того; чтобы сотни тысячъ русскихъ подданныхъ (ведь и ф и н л я н д ц ы не чуж1е для насъ) избавить отъ голода, на­ добно устроить пути сообщешя. Но А. Я. смотритъ на та­ кое устройство съ коммерч. точки зрешя, доказывая; что не принесетъ оно пользы на затраченный капиталъ. И въ этомъ даже отношеши, онъ сильно ошибается; теже самые северные ф и н л я н д ц ы , которыхъ онъ приводить въ примеру начиная отъ Улеаборга къ норвеж. границамъ, и самые нор­ вежцы перевезутъ по этимъ путямъ съ Онежскаго озера миллювы пудовъ хлеба, а взаменъ того, съ своими естест­ венными и заводскими произведениями обратятся по темъ же путямъ: въ одну сторону— къ Онежскому озеру, которое, такимъ образомъ, сделается складочнымъпунктомъвзаим- ныхъ торговыхъ сношенш; и въ другую сторону— къ на- шимъ Севернымъ портамъ. Это несомненно, какъ дважды два— четыре, такъ какъ известно, что северные ф и н л я н д ­ ц ы , не имея у себя морскихъ портовъ, поневоле свои гру­ зы должны перетаскияать чрезъ громадные кряжи, чтобы попасть въ порты балтШсте. Отвергая необходимость ка­ нала отъ оз. Онежскаго къ Белому морю, А. Я., въ тоже время, силится ограждать интересы Архангельска; а ведь этотъ каналъ настолько же полезенъ и Архангельску, па сколько необходимъ Лапландской области. Вооружаясь противъ устройства путей сообщешя въ Лапландской об­ ласти, противъ учреждешя тамъ открытыссз морскихъ пор­ товъ, и проч., А. Я., въ тоже время, советуетъ нашему Экон. Обществу развивать тамъ рыболовство, кораблестроеше и мореходство, какъ промышленности, свойственныя мест- нымъ климатич. услов1ямъ. Да о чемъ же какъ не объ этомъ толкуетъ мой доклада! А за симъ, было бы желательно, чтобы А. Я.; отвергая потребность путей сообщешя и мор­ скихъ гаваней, разъяснилъ бы, кашя же онъ предполагаетъ принять друия меры къ развитш сказанныхъ трехъ от- 19 — 289 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz