Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

- 255 — и другую до ф и н л и н декой границы, по направленно къ г. Каяну (около 250 вер.). Финляндцы уже давно присталь­ но всматриваются въ это иаправлеше, для проложешя тамъ шоссейной дороги. По моимъ приблизит, исчислеш- ямъ; кбторыя будутъ приложены къ издаваемой мною книге, строители канала, считая стоимость его до 1х/2мил- люна руб., и полагая плату за провозъ продуктовъ, сред- нимъ числомъ въ 15 коп. съ пуда, получатъ до 10°/0 на капиталъ. Если такое исчислеше, по точномъ изысканш, хозяйственнымъ сметамъ, и самовернейшимъ сведешямъ о количестве ожидаемыхъ къ перевозке продуктовъ, ока­ жется вернымъ, въ чемъ несомневаюсь, то еще более вер­ но, и не можетъ подлежать никакому сомненпо, что пред­ лагаемый мною шоссейныя дороги прибавятъ, для пере­ возки по каналу, продуктовъ по крайней мере втрое бо­ лее, т. е. увеличатъ доходъ канала до 30°/0 съ затрачен­ н а я на него капитала. Предлагаемый мною шоссейныя дороги также пе будутъ въ убытокъ предпринимателямъ. По приблизит, вычислению г. инженеръ-полковника К. Н. Мяновскаго, который принялъ самое теплое въ этомъ де­ ле участ!е, постройка указываемыхъ шоссейныхъ дорогъ въ такомъ виде, чтобы можно было переделать ихъ въ копножелезныя дороги, если только казна отпустить без­ денежно лесъ, то обойдется недороже 3,000 руб. за вер­ сту. При самомъ умеренномъ тарифе, среднимъ числомъ по 3 коп. съ лошади за 10 верстъ, количество ожидаемыхъ къ перевозке тяжестей доставить, даже па первый годъ, чистой выручки на каппталъ не менее 6°/0. Изъ всего того, что говоря о необходимости учреждешя отдельной Лап­ ландской области и о способахъ возможно скорейшей ко­ лонизацш, я имелъ честь представить вашему, мм. гг., внимашю о важности этихъ дорогъ, кажется очевидно, что они будутъ одни изъ самыхъ важныхъ государственныхъ путей сообщешя, какъ въ отношеши дкоиомическомъ, такъ и въ отношеши стратегичеасомд. О значенш ихъ въ от­ ношеши стратегическомъ, какъ сказано выше, заявили ге- нер.-лейт. Лашкаревъ, изследовавшШ, по Высочайшему по- велетю, пути сообщешя въ арханг. губ., и теперешнш на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz