Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

— 248 — году бывшш арханг. губер. Арандаренко представилъ записку, съ картою и чертежами, о соединенш Онежской губы съ Онежскимъ озеромъ, объяснивъ, что объ этомъ ходатайствуют:!»: и домогаются местные жители. Наира- влеше для канала, Арандаренко указалъ отъ,г.Повенца до Сумскаго посада, на протяжении 192 верстъ, изь коихъ теперь лишь 4бУа верстъ сухопнутныхъ, а остальиыя 106 верстъ ироходятъ водою, по озерамъ и рекамъ. Ботъ единственное представлеше,которое было уважено бывш. Гл. уПравл. путей сообщешя, и по его распоряжеиш, произво­ дить» изыскания г. Капитаиъ (ныне Полковнпкъ) Лебедевъ. Къ сожалению, Арандаренко и г. Лебедевъ избрали для изол'Ьдовашя самое неудобное направление, какъ изволите убедиться изъ прилагаемыхъ чертежей и описашй г. Ле­ бедева по двумъ изследованнымъ имъ лишямъ. По при- близительн. исчисл. г. Лебедева, устройство канала обош­ лось бы до 3'/2 миллюновъ рублей. Громадность такой суммы испугала Главное управление, п затемъ определено: «дело оставить безъ последствии.» Изъ записки арханг. губерн. статистнч. комитета о соединении Белаго моря съ Балтшскимъ, видно: «Поморы считапотъ, что ныне всякш пудъ тяжести изъ Петербурга въ Архангельекъ обходит­ ся отъ 80 кон. до 2 руб. за ннровозъ, тогда какъ съ ус- тройствомъ капала, онъ будетъ обходиться примерло 28— 30 коп.; при чемъ рыба не лежала бы 3— 4 летнихъ ме­ сяца не отправленною въ Петербу ргъ, подвергаясь порче *).. (* По объяснению той же записки, «вместо водяного сообщешя, устраи­ вается прямая дорога отъ села Пюхчи на Беломъ МорЬ къ г. Повенцу. Въ 1865 году окончена просека по избранному пути, и большая часть онаго приспособлена къ зимнему проезду. Проложеще летней дороги по этому направленно оказало бы громадное вл 1 яше на промышл. и торгов­ лю арханг. поморья; но для этого потребовалось бы устройство несколь- кихъ мостовъ, гатей и другихъ довольно ценныхъ сооруженШ, недоступ- иыхъ средствамъ мъстнаго Населешя; а Высочайше дарованный и по­ жертвованный на это предпр1*те каппталъ около 8 т. руб., значительно уже истощенъ, такъ что на остатокъ его дорога можетъ быть приспо­ соблена лишь къ зимнему пути. Въ настоящее время существ, уже зим- 1 пй( путь чрезъ Сумскш посадъ, и преимущество этого пути заключается въ томъ, что онъ пролегаетъ чрезъ населенный местности, между темъ какъ проложенная вновь дорога проходптъ по местамъ пустыннымъ. Про- иедеше здесь летней дороги пли еще лучше— проведете канала, по за- мечаш'ю загшеки, повело бы къ развитш нашихъ промысловъ и торгов-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz