Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

— 15 верныхъ штатахъ оказывается но 40 т. кораблей и мор- скихъ пароходовъ, когда Ilpyocia и Норвепя имеютъ ихъ более чемъ по 8 т., когда Турщя, даже мало кому из­ вестное государство Маскатъ насчитываютъ у себя су- довъ— первая около 3 т. и последняя около 2 т., представ­ ляется поучительное, не правда ли, сравнеше съ нашими семью кораблями, принадлежащими умирающей Беломор­ ской компанш, — и при сравнены техъ баснословныхъ средствъ иметь торговый флотъ , и наивыгоднейшихъ услов1яхъ для судоотроетя,какими обладаетъ Росшя! (гром- кш взрыв 5 рукоплескание). Бъ конце же прошлаго столеTiя было у насъ 408 однихъ болынихъ кораблей, совершав- шихъ дальнеее плаваше. За то, отъ всего оборота внешней торговли за 39 летъ, простирающейся на 6,985 миллш- и паровымъ 2239 кораб. въ 488,415 тоннъ. Въ настоящее же время счи­ тается слишкомъ 30 т. судовъ далъняго илаватя (въ гомъ чисдЪ 2500 пароходовъ), вм-Ьстимочтио больше чЗшъ въ 5,800,000 тоннъ; и это не счи­ тая каботажныхъ судовъ. Кром£ того, въ англшскпхъ компатяхъ насчи­ тываютъ: въ Америк-Ь 7000 судовъ, съ 620,000 тоннъ вмЪстимоетш; въ A3in, Австралш и проч. 2500 судовъ, съ 260 т. тоннъ. Въ Соедипснпыхъ Штатахъ въ 1792 г. кунечсскШ ф л о тъ былъ вмТ.стимостда въ 300 т. тоннъ, въ 1825 году уже въ 1,700,000 топнъ, а къ 1859 дошелъ до 38 т. кораблей, вм’Ьстимостш 6,072,250 тоннъ; не смотря на огромныя потери въ последней войн'Ь, численность североамериканская Ф лота и теперь по­ чти такая же; въ этомъ числЪ болЪе 2500 пароходовъ въ 450 т. тоннъ. Первый пароходъ явился тамъ немного ранЬе, чЪмъ у насъ въ Pocciii, именно въ 1811 году, а въ 1858 году СЬверные штаты имьлп уже 1480 пароходовъ въ 450 т. тоннъ; изъ этого числа 120 плроходовъ, съ 120 т. тоннъ для плавашя въ океанахъ. У бывшей Пруссш 1660 суд. въ 382 т. тоннъ, а у Поусеш теперешней, съ присоединешемъ Ганновера, Голштинш и Шлезвига, 5470 суд. съ 646 т. тоннъ (прибавка солидная). Во францш купеческш ф л о тъ состоитъ изъ 15 т. судовъ, вмъстпмостпо въ 1 мплл. тоннъ. НорвежскШ ф л о т ъ въ 1772 году состоялъ изъ 519 судовъ въ 24,466 коммерческихъ ластовъ (норвежскш ластъ на нашъ вЪсъ, равенъ 2,45 тонпъ), съ 3900 челов'Ькъ экипажа; вотъ ростъ его въ послЬднее время: Въ 1835 году 2272 судовъ, 75,489 ластъ, 11,270 челов. экипажа » 1845 » 4061 » 123,338 » 18,750 » » 1850 » 4287 » 145,501 » 20,956 » 1856 » 5470 » 232,373 » 30,730 Выходитъ, что въ теченш 80 л];тъ и этотъ ф л о т ъ , находящШся въ усло- выхъ далеко не столько выгодныхъ, въ какихъ могъ бы быть pyccKiii ф л о т ъ лишь на одномъ только СЪверномъ океанЪ, уже удесятерился. Силь­ ный ростъ упомян. ф л о т о в ъ начался посль иервой четверти текущ. столи­ ца, т. е. съ того времепн, когда русскШ ф л о т ъ сталъ уничтожаться. (Вы­ писано изъ св'Ьд’Ьшн, собранныхъ гг. Сидоровымъ -и Вельдемаромъ, и по- М'Ьщенныхъ въ записке Сидорова, напечатвнной въ <Русскомъ Вт.стипкБ за 1860 годъ, и въ статьъ Вольдема- а, напечатанной въ газете «Москва■> 1868 г. № 19).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz