Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

Вотъ что пиоалъ г. Небольсинъ въ 1850 году; а съ то­ го времени прошло уже 16 лътъ, и я не думаю, чтобъ со- отороны иностранныхъ державъ въ это время последовали катя либо уступки въ пошлинахъ или облегчетя въ ихъ государствахъ для ноощрешя ввоза къ нимъ русскаго вор­ ваннаго сала; можно скорее полагать, что они, пользуясь торговымъ трактатомъ, заключеннымъ съ нами въ 1859 году, еще более стеснили нашъ морской звероловныйпро­ мыселъ. Не могу оставить безъ внимашя выставляемая въ «жур­ нале Министерства Государственныхъ имуществъ» навидъ убшства нашего помора Гвоздарева, на Шпицбергене, соб- отвенпымъ его пр1емышемъ. Журналъ назвалъ это убш- ство такимъ ужаснымъ, что оно должно было отбитьипо­ следнюю охоту русскихъ къ снаряженно промысловыхъ экспедицш. Между темъ, Аигл1я въ 155 3 году въ первый разъ отправила экспедицш свои въ наше Северное море и потеряла на Мурманскомъ берегу, при устье р. Арзииы, своего храбраго адмирала Гуга Виллоуби, вместе съ 70 человеками его экспедицш, которые найдены были пре­ вратившимися въ статуи въ то время, когда каждый изъ нихъ былъ занятъ своею работою; матросы примерзли къ снастямъ, а кормчш къ рулю #). Однако этотъ по иотинне ужасный случай не остаиовилъ Ченслера открыть морской путь къ Архангельску, и не смотря на то, что самъ адми- ралъ Чеыслеръ погибъ въ 1555 году въ море, все таки это не остановило англичанъ, не только послать въ тоже вре­ мя въ Архангельскъ новую экспедищю, но создавать торго­ вые трактаты и развивать торговлю. Англичане пошли еще далее: послали въ следующемъ же 1556 году отыскивать пути въ Китай и Индио, чрезъ нашъ Ледовитыйокеанъ, СтеФана-Бурро, едва тоже не погибшаго близъ устья Пе­ чоры, отъ огромная кита, усиливавшагося опрокинуть корабль. И такъ, если бы Англ1я остановилась на выходящемъ — 186 — сти, и если удешевится Фрахтъ, постройкою собственныхъ кораблей, при содМствт льготъ, указываем, въ первома доклад^. Замйч. издат. *) Истор1я полярныхъ морей Джона Шиллингло 37 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz