Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.
Вотъ что пиоалъ г. Небольсинъ въ 1850 году; а съ то го времени прошло уже 16 лътъ, и я не думаю, чтобъ со- отороны иностранныхъ державъ въ это время последовали катя либо уступки въ пошлинахъ или облегчетя въ ихъ государствахъ для ноощрешя ввоза къ нимъ русскаго вор ваннаго сала; можно скорее полагать, что они, пользуясь торговымъ трактатомъ, заключеннымъ съ нами въ 1859 году, еще более стеснили нашъ морской звероловныйпро мыселъ. Не могу оставить безъ внимашя выставляемая въ «жур нале Министерства Государственныхъ имуществъ» навидъ убшства нашего помора Гвоздарева, на Шпицбергене, соб- отвенпымъ его пр1емышемъ. Журналъ назвалъ это убш- ство такимъ ужаснымъ, что оно должно было отбитьипо следнюю охоту русскихъ къ снаряженно промысловыхъ экспедицш. Между темъ, Аигл1я въ 155 3 году въ первый разъ отправила экспедицш свои въ наше Северное море и потеряла на Мурманскомъ берегу, при устье р. Арзииы, своего храбраго адмирала Гуга Виллоуби, вместе съ 70 человеками его экспедицш, которые найдены были пре вратившимися въ статуи въ то время, когда каждый изъ нихъ былъ занятъ своею работою; матросы примерзли къ снастямъ, а кормчш къ рулю #). Однако этотъ по иотинне ужасный случай не остаиовилъ Ченслера открыть морской путь къ Архангельску, и не смотря на то, что самъ адми- ралъ Чеыслеръ погибъ въ 1555 году въ море, все таки это не остановило англичанъ, не только послать въ тоже вре мя въ Архангельскъ новую экспедищю, но создавать торго вые трактаты и развивать торговлю. Англичане пошли еще далее: послали въ следующемъ же 1556 году отыскивать пути въ Китай и Индио, чрезъ нашъ Ледовитыйокеанъ, СтеФана-Бурро, едва тоже не погибшаго близъ устья Пе чоры, отъ огромная кита, усиливавшагося опрокинуть корабль. И такъ, если бы Англ1я остановилась на выходящемъ — 186 — сти, и если удешевится Фрахтъ, постройкою собственныхъ кораблей, при содМствт льготъ, указываем, въ первома доклад^. Замйч. издат. *) Истор1я полярныхъ морей Джона Шиллингло 37 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz