Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

бы было поощрять торговлю судами, что отъ насъ, какъ известно, отправляются товары громоздше, а къ намъ при- ходитъ очень много кораблей съ однимъ балластомъ; вслед- CTBie этого, мы должны платить двойной Фрахтъ. Между темъ какъ, при торговле судами, наши суда могли бы от­ правляться за границу съ грузомъ, и поступать тамъ въ продажу. И. В. Верпадскш. Я хотелъ обратить внимаше Собрашя, что здесь есть, какъ мне кажется, маленькое недоразу- меше. В. Л. Долинскш заявилъ, что онъ предполагаетъ необ­ ходимымъ сложить пошлину съ леса, употребляемаго на постройку судовъ у насъ, въ Россш. Эта пошлина, соб­ ственно говоря, не есть пошлина; это есть попенный пла­ тежу т. е. платежъ казне за ея лесъ. Въ этомъ от­ ношеши правительство можетъ сделать это; отчего же? изъ дароваго леса очень хорошо строить. Эта мера дей­ ствительно имеетъ свое значеше. Но касательно соб­ ственно той пошлины, при продаже за границу судовъ построенныхъ изъ такого леса, то значитъ, что вы будете требовать, чтобы судостроитель заплатилъ правительству за тотъ матер!алъ, который это употребилъ, если это можно высчитать. Это действительно не пошлина; это попен- ныя деньги, и я полагаю, что такая мера едва ли подей- ствуетъ благопр1ятно на наше кораблестроеше, именно съ той стороны, что она стеснитъ, т. е. уменьшишь заказъ за границу. Собственно говоря, думаю, возражать противъ этого нетъ основашя, потому что это есть не более, какъ плата хозяину за матер1алъ. Но я думаю, что всетаки мы будемъ въ проигрыше, на оонованш словъ Н. Н. Спас- скаго. Мы могли бы выиграть темъ, что отправляя за границу нашъ хлебъ, нашъ деготь, наше сало и т. д., и тамъ, продавши судно, такъ какъ оттуда идутъ лег- Kie предметы, мы были бы положительно въ выигры­ ше, потому что платили бы за одинъ рейсъ, а теперь пла- тимъ за два. В. Л. Долинскш. Отчего же руссшй корабль, отвезши напримеръ, во Франщю, грузу пе можетъ оттуда взять грузъ для транспортировашя, напримеръ, въ Китай, въ на- 11 — 161 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz