Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

— 159 — мя хотимъ его ограничить. Положимъ, мы это сделаемъ съ ц^лью патрштической, чтобы не доставалось иностранцамъ. Но дело судостроешя, какъ всякая промышленность, весь­ ма много выигрываетъ въ экономш отъ размера производ­ ства. Во всякомъ случае, нельзя отрицать, что эта пошли­ на можетъ быть незначительна; но она все-таки стеснитъ выделку судовъ. Далее, касательно техъ кораблей, кото­ рые строятся для насъ, то это едва ли предохранитъ отъ того, отъ чего хотятъ спасти Pocciio. Корабль можетъ быть выстроенъ для Россш и можетъ употребляться две навигацш; за темъ можно ли запретить продажу его иност­ ранцамъ? Предотвратить эту продажу закономъ едва ли возможно; это значило бы подать поводъ къ злоупотреб- лешямъ. Затемъ заявлено было, что коммерческш ф л о т ъ можетъ служить въ помощь морскому, въ случае военныхъ дейст- вш, и т. п. Я обращаю внимаше Собрашя на то, что мор­ ское дело въ настоящее время далеко изменило характеръ противъ прежняго. Едва ли теперь деревянныя суда, въ особенности торговые, имеютъ ту силу (голоса: экипажа, а не суда), какую они имели прежде. Мы знаемъ, что те­ перь способъ морской войны совершенно другой, такъ что теперь въ другихъ государствахъ, въ этомъ отношенш, торговой ф л о т ъ потерялъ всякое значеше. Матросы, кото­ рые были такъ дороги для корабля,— для броненоснаго су­ дна, едва ли имеютъ то значеше, какое имели прежде, такъ что, преследуя эту мысль, мы преследуемъ немнож­ ко старую мысль. Но, кроме этого, я говорю, что глав­ ное соображеше должно быть то, что вывозная пошлина, во всякомъ случае, стесняетъ въ известной мере произ­ водство. Мы это производство хотимъ развить, и въ то­ же самое время стесняемъ его. Если говорить просто: что такое судостроеше? Судостроеше есть Фабрикащя кораб­ лей. Я въ первыйразъ слышу, что бы унасъ старались, при нашемъ состоянш судостроешя, еще налагать пошлину на эту Фабрикащю? Мне кажется, это ни съ какой стороны не можетъ быть оправдано. В. Т. Тихомирова. Пошлина не на нашу Фабрикащю, а на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz