Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

дело; а безъ освобождешя вхъ изъ кабалы заводчиковъ, они не имеютъ ни силъ, ни времени, ни средствъ принять­ ся за это. Перехожу ко второй половине вопроса. Что касается предоотавлетя права строить корабли изъ безпошлиннаго леоа; и свободно продавать иностранцамъ, безъ взноса по­ шлины, то такая привилепя ясно противодействовала бы развитш нашего Флота. Очевидно, что чрезъ это открылся бы только особый промыселъ торговли кораблями; найдут­ ся аферисты, которые подобнаго рода привиллегпо, даро­ ванную съ целио развитйя русскаго торговаго Флота, обра- тятъ въ средство личной наживы и будутъ строить кораб­ ли для иностраицевъ, на ихъ деньги, изъ безпошлиннаго леса. Отгоняя ихъ къ хозяину въ иностранный портъ, зай- дутъ въ Петербургъ, чтобы еще получить премйю за сде­ ланный рейсъ. Да и строить будутъ не сами, или съ уча- стйемъ поморовъ, а лишъ будутъ прикрывать своимъ име- немъ постройку кораблей иностранцами. Что торговля ко­ раблями, при такомъ уоловш, была бы выгодна, то это не подлежитъ никакому сомнению. Ныне, за лесъ взно­ сится довольно высокая пошлина; однако, несмотря на это, норвежцы даютъ нашимъ поморамъ деньги, чтобы строить для нихъ, подъ русскою Фирмою, суда. Беломор­ ская компатя, строя во все свое оуществоваше каждый годъ отъ одного до трехъ кораблей, имеетъ ныне только 7 своихъ кораблей. Спрашивается: гдъ же остальное коли­ чество выотроенныхъ ею кораблей? Къ сожалешю, они продаются въ иностранные государства. После этого, что же будетъ въ то время, когда освободили бы лесъ вовсе отъ пошлины? Беломорская компанйя, наверное, и осталь­ ные 7 кораблей отдастъ иностранцамъ. Намъ мм. гг. всемъ, положительно известно, что наше отечество снабжаетъ некоторые иностранные государства всеми необходимыми матерйалами для кораблестроешя, какъ то: лесомъ, пенькою, отчасти даже железомъ, смолою и проч., хотя мы сами не имеемъ коммерческая Флота; и после этого, находятся же патрюты, которые предлагаютъ — 148 —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz