Беседы о Севере России в 3 отделении Императорского Вольного Экономического Общества : [сборник докладов / Императ. Вольн. Экон. О-во ; под пред. О. С. Лашкарева]. – Санкт-Петербург : Типография Товарищества «Общественная Польза», 1867. – 461 c., прил., карта. – Содерж. авт. : В. Л. Долинский, В. Н. Латкин, М. К. Сидоров.

ко въ пределахъ Европы, т. е. обниметъ пространство, на­ чиная отъ залива Печенгскаго и р. Пейсе, находящихся на границе Норвегш, до р. Печоры, которая ооотавляетъ нЪолиднш бассейнъ западнаго склона уральскаго хребта. За нимъ уже начинается Аз1я, съ бассейнами водиыхъ си- стемъ, имеющихъ, для русской промышленности и торгов­ ли, свой особенный характеръ. Также какъ и характеръ самаго прибрежья севернаго океана въ Азш, отъ ураль­ скаго хребта на востокъ, до Берингова пролива, совер­ шенно не тотъ, какой въ европейской Россш— отъ ураль­ скаго хребта на западъ, до норвежской границы. Система для доклада принята следующая: Въ первой части будутъ изложены сведешя, касаюп^яся судострое- шл, какъ средства возстановитъ русскш торговый флотъ; во второй части— о способахз заселения западной части Архангельской губеути и о необходимости прямаго во- дянаго сообщеniя Бгьлаго моря съФинскимд заливомъ; и въ третьей части— о возможности развить промышленость и торговлю по берегамъ ртькъ Северодвинскому, Мезенско­ му' и Печерскому. Кроме того М. К. Сидоровъ принялъ на себя представить докладъ о китоловстве и другихъ звериныхъ и рыбныхъ промыслахъ, какъ по прибрежью Севернаго океана, такъ и на Новой земле и другихъ островахъ. И такъ, въ настоящш вечеръ, я буду иметь честь обратить ваше, мм. гг., внимаше исключительно на судо- cmpoenie, которое, по единогласному отзыву всехъ лицъ, сообщившихъ Отделешю вышеупомянутый сведешя, при­ знается оамымъ могущественнымъ средотвомъ къ ожив­ ленно Севернаго края. При томъ же известно, что этотъ частный, ал я севернаго края, вопросъ, представляется вопросомъ общимд для целаго государства, какъ сред­ ство возстановитъ русскш торговый флотъ. Такая об щнооть вытекаетъ изъ географическаго положешя на­ шего отечества, и отчасти изъ политической его обста новки. На Восточномъ океане мы владЬемъ лучшими въ Mipe гаванями; но пока нетъ сибирской железной дороги, не можемъ пользоваться ими. Темъ более, начать тамъ — 4- —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz