Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.

— 8 — ной площадью, также близкой к площади Мурманско-Олонецкого края, было 1.175 лесопильных заводов, 143 завода древеснобу­ мажной массы и экспортный отпуск товара на 142 милл. рублей золотом ежегодно. Если в этом сравнепии стыд за прошлое пре­ небрежение краем, то в нем и указание на те огромные возмож- жости, когда Олонецко-Мурманский район будет призван к жизни. Белый уголь. Водной энергией или, как ее называют, белым углем Мур­ манско-Олонецкий район исключительно богат; в то время как на всем остальном пространстве севера можно назвать источни­ ками, богатыми водной энергией, лишь Онегу, Сев. Двину, Су­ хону и частью Печору,—Олонецко-Мурманский район как бы на­ сыщен этой энергией. Таковы р. Суна с ее знаменитыми водо­ падами Кнвач, Гирвас и Пор-Порог, с проектированными уста­ новками на них в 46,5 тыс. лош. сил. Далее р. Выг (150.000 лош. сил), Кемь (200.000 лош. сил), Ковда, Нива, Кола, Тулома и др., не говоря о целом ряде других, находящихся в стороне от Мур­ манской железной дороги, хотя и в районе ее влияния. Несомненно, что использование этой, бесследно текущей ныне, энергии составит задачу близкого будущего, и здесь надо отметить огромную роль в этом использовании Мурманской же ­ лезной дороги. Государственная Комиссия по электрофикации России оп­ ределенно указывает, что для общей экономики в устройстве, ремонте и эксплоатацни сети общим правилом должно быть совпадение трассы железной дороги и электропередач. В силу этого же является возможность значительного удешевления элект­ рофикации железной дороги, так как отпадает расход на спе­ циальное устройство питательного провода !). В этом отношении положение Мурманской железной дороги исключительное, так как все главные источники энергии в крае находятся или пря­ мо у полотна дороги, как р. Нива, или в немногих верстах от дороги. Исходя из этого, Комиссия ГОЭЛРО выдвинула электрофи­ кацию Мурманской железной дороги в первую очередь, для чего понадобилась бы энергия, считая на протяжении от Петрограда до Мурманска, около 400 милл. киловатчасов или средняя мощ­ ность установки для первой очереди около 40 тыс. лош. сил, но это составило бы всего лишь б°/„ общего запаса энергии в крае, и оставшаяся мощность прежде всего могла и должна бы быть ‘J „Основания проекта электрофн каци п С еверного р а й о н а " Прг. 1920 г. стр. 44.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz