Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.
ВТОРЫЕ ДАРДАНЕЛЛЫ (Мурманский выход в Европу). Оживленно коментпровавшиеся на страницах периодической печати ноты о проливах по ассоциации напоминают закрытие проливов для России во время войны, когда с крайним напря жением сил надо было проводить Мурманскую дорогу или «Вто рые Дарданеллы», как назвала ее западная печать. Несомненно, что напоминание это не последнее, и оно обязывает остановиться на вопросе о готовности Мурманской дороги и Мурманского порта. Не только теперешняя блокада проливов, но и финлянд ская авантюра с целью захвата лесных и рудных богатств Мур- мана, и былое нахождение края под английской оккупацией, и проекты концессий на использование богатств Кольского полу острова вновь выдвигают этот вопрос. Захват Шпицбергена, не допущение высадки северной экспедиции ВСНХ в 21 году, при бывшей к Медвежьему острову для обследования угольных зале жей и нашедшей здесь спешные разработки иностранцами к а менноугольных залежей при электрическом освещении, лов у северных берегов иностранными тральщиками трески, хищниче ское истребление морского зверя и почти выловленная камбала,— все это указывает на уже начавшийся экономический захват Севера. Единственный путь противодействия—извлечение собствен ными силами всех выгод от естественных богатств края, которые так нужны для восстановления хозяйственного организма нашей Республики. Не останавливаясь на необходимости укрепления Мурман ской дороги с политической и стратегической точки зрения, остановимся на ее экономическом значении. Богатства края многочисленны. Мы имеем здесь массы зале жей железных руд, многочисленные месторождения слюды, поле вого шпата и кварца, барит, разные строительные материалы. Л еса тянутся на протяжении всего района, рыбные промыслы на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz