Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.

ВТОРЫЕ ДАРДАНЕЛЛЫ (Мурманский выход в Европу). Оживленно коментпровавшиеся на страницах периодической печати ноты о проливах по ассоциации напоминают закрытие проливов для России во время войны, когда с крайним напря ­ жением сил надо было проводить Мурманскую дорогу или «Вто­ рые Дарданеллы», как назвала ее западная печать. Несомненно, что напоминание это не последнее, и оно обязывает остановиться на вопросе о готовности Мурманской дороги и Мурманского порта. Не только теперешняя блокада проливов, но и финлянд­ ская авантюра с целью захвата лесных и рудных богатств Мур- мана, и былое нахождение края под английской оккупацией, и проекты концессий на использование богатств Кольского полу­ острова вновь выдвигают этот вопрос. Захват Шпицбергена, не­ допущение высадки северной экспедиции ВСНХ в 21 году, при­ бывшей к Медвежьему острову для обследования угольных зале­ жей и нашедшей здесь спешные разработки иностранцами к а ­ менноугольных залежей при электрическом освещении, лов у северных берегов иностранными тральщиками трески, хищниче­ ское истребление морского зверя и почти выловленная камбала,— все это указывает на уже начавшийся экономический захват Севера. Единственный путь противодействия—извлечение собствен­ ными силами всех выгод от естественных богатств края, которые так нужны для восстановления хозяйственного организма нашей Республики. Не останавливаясь на необходимости укрепления Мурман­ ской дороги с политической и стратегической точки зрения, остановимся на ее экономическом значении. Богатства края многочисленны. Мы имеем здесь массы зале­ жей железных руд, многочисленные месторождения слюды, поле­ вого шпата и кварца, барит, разные строительные материалы. Л еса тянутся на протяжении всего района, рыбные промыслы на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz