Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.
П р е д и с л о в и е . Мурманская жел. дор. во время войны приковывала к себе внимание не только России, а можно сказать— всего мира. В заграничной прессе выход России на простор океана был назван «Вторыми Дарданеллами». Но война прошла, началась и закончилась английская оккупация Мурманского края. И вновь возник вопрос, связанный с дорогой,—вопрос возрождения Петроград ской промышленности путем использования природных богатств Олонецко-Мурманского края. Еще шаг во времени, и мы видим начало финлянд ской авантюры в Карелии, связанной с одновременной попыткой прервать сообщение по дороге. Авантюра оборвана,—перед Советской Республикой снова встает вопрос использования края, и Северозападное Экосо рассматривает этот вопрос. По докладу Петросовета он вносится в В.Ц.И.К., Президиум которого 27-го октября текущего года постановил принять необходимые меры к упорядочению Мурманской железной дороги и коло низации Мурманского края. Что же заключает в себе этот край и какое значение имеет в нем железная дорога? Настоящий краткий очерк и ставит себе целью в немногих словах ответить на это. Задача его, не входя в детали, выявить основные данные о богатствах Оло- нецко-Мурманского края и провести мысль, что для противодействия начавшемуся захвату края есть только одно надежное средство—начать через железную дорогу промышленную колонизацию края, и эту задачу дорога и должна, и может выполнить к общей выгоде РСФСР, Ноябрь 1922 г. Автор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz