Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.
ных грузов, считая возможным одновременно установить со ответствующе пониженный тариф. При таких условиях пере возки по Мурманской железной дороге будут выгодней для Внеш торга, чем транзит нашего экспорта и импорта через Финляндию и Ревель. Дорога же при такой постановке дела в значительной степени выиграет от итого понижения тарифа и получит одинако вое количество грузов прямого и обратного направления, гаран тировав своевременность и аккуратность доставки. В ближайшую пару лет, при ныне затрачиваемых государством средствах, уже будет возможно продвижение грузов в течение круглого года через незамерзающий порт, а это будет сильным толчком к ожи влению и развитию Олонецко-Мурманского края. Но для выпол нения основной деятельности колонизации дороге должна быть предоставлена возможность организации промыслов и заселения, ибо это то и есть интересы Государства. Извлечение ценностей и богатств края, недостаточно используемых теперь, и мирное раз витие края, конечно, обойдутся дешевле его военной защиты про тив агрессивных соседей. Стремлению иностранцев к экономиче скому ■ захвату богатств Севера мы должны противопоставить са мостоятельное извлечение этих богатств, столь нужных стране. Когда вдоль Мурманской дороги и по озерам заработает нужное число лесопильных заводов, начнется разработка руд, оживится побережье Мурмана рыбацкими паровыми судами и двинется экспорт и импорт товаров и продуктов Мурманских промыслов через вторые Дарданеллы, тогда этот край будет жить общей жизнью Республики, связанный с ней не слабой железной дорогой, а уже мощной магистралью. Это и будет лучшая эконо мическая и стратегическая защита, отбрасывающая всякую воз можность какой бы то ни было агрессивной попытки со стороны соседей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz