Арнольдов А. Вторые Дарданеллы: мурм. выход в Европу. Пг., 1922.
— 14 — Метод колонизации и выводы. Вели исходить из чисто хозяйственной точки зрения, то разработка богатств Мурмана есть наиболее экономное разре шение вопроса о политическом и экономическом укреплении и развитии края. Реализация богатств края: леса, рыбы, промыш ленных минералов и проч. является н е только об'ектом будущего, но есть насущная потребность сегодняшнего дня. Нужно изы скать лишь лучший способ организации дела, дабы при тяжелых условиях момента поставить его на правильные рельсы. В этом отношении показателен опыт Канады и Соединенных Штатов, где колонизация проводилась через железные дороги. В условиях Мурманского края все это не только применимо, но и един ственно возможно, ибо только Мурманская дорога является единственной базой экономического оживления края. Мурманская дорога, при всех ее недочетах, все таки представляет собой аппа рат, оборудованный жилищными помещениями и относительно мощными техническими устройствами. Недаром Комиссия, по поручению Севзапэкосо разрабатывающая доклад к сессии ВЦИК по вопросу о колонизации Мурманского края, приняла точку зрения Правления Мурманской дороги, что единственным стерж нем, вокруг которого может итти колонизация, является несом ненно Мурманская дорога. Если иге исходить (а иначе нельзя) из того, что Мурманская железная дорога будет в ближайшее время оборудована пристанционными поселками, проведением под‘езд- пых путей, организацией холодных складов и холодного тран спорта для доставки рыбы в Петроград, устройством подвижных консервных заводов, и если принять во внимание установление удобного сообщения Петроград-Мурманск (в 57 час. вместо преж- них 86), то надо признать, что это откроет широкий доступ в край всем промышленным организациям для выполнения в нем их задач. Таким образом, не только политическое и стратегическое значение дороги и необходимость развития края,, но и общего сударственные экономические нужды требуют укрепления проре зывающей его Мурманской дороги и признания целесообразности колонизации края через железную дорогу, которая, не считая себя в данной области государственной работы монопольной, откроет путь всем другим организациям. Первоначальная производственно - колонизационная работа, развитие, хотя и медленное, промышленности края увеличат местные грузы Мурманской дороги, что в сумме с подсобными промыслами делает ее доходной и окупит затраты на нее. Будучи в течение ряда лет дефицитным Государственным предприятием, дорога в настоящем обращает внимание наших органов Внеш торга на необходимость отправления через нее ввозных и экспорт
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz