За Полярным кругом : работы Академии наук на Кольском полуострове за годы Советской власти, 1920-1932 гг. / АН СССР, Тр. Совета по изучению производ. сил, петрограф. и минерал. ин-тов ; под ред. А. Е. Ферсмана. – Ленинград : АН СССР, 1932. - 81, [1] с. : ил.

Б. М. КУПЛЕТСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Глухой к заброшенный край, с почти полным отсутствием дорог и других путей сообщения, Кольский полуостров до Октябрьской рево­ люции представлял собою настоящую terra incognita, так как только отдельные смельчаки решались производить исследования в этом районе, вследствие чего почти никаких систематических работ здесь не произ­ водилось. Не останавливаясь на всех работах, которые были выполнены на Кольском полуострове при царском режиме, можно отметить только, что обычными путями экспедиций были либо береговые части полу­ острова, либо район между Колой и Кандалакшей, где, начиная с экспе­ диции акад. Бэра 1837— 1839 гг., производились различные исследования целым рядом специалистов. Значительно меньше изучались центральные части полуострова, и только во второй половине прошлого столетия начинается ряд поездок финских ученых в западной части полуострова (Мела, Борг, Линден, Фелльман и др.), а в 1887— 1892 гг. совершается большая финская экспедиция под руководством В . Рамзая, которая впервые проникла в центральные части Кольского полуострова к пере­ секла его от Колы на западе до Поноя на востоке. Из русских иссле­ дователей центральных частей Кольского полуострова в дореволюционный период необходимо отметить маршрут П. Б. Рипаса в верховья pp. Паны и Варзуги, работы Б. А. Попова б северозападной Лапландии и системати­ ческие геологические работы А. А. Полканова в 1911— 1915 гг. в северо- западной части полуострова, в районе р. Туломы и Кольского фиорда. Зоологические наблюдения вел здесь Ф . Д . Плеске. Опубликованный им в 1888 г. критический обзор млекопитающих и птиц Кольского полу, острова не потерял своего значения и до настоящего времени. Все эти отрывочные исследования дали материал для некоторого представления о Кольском полуострове. Однако только с 1917 г., когда была проложена Мурманская жел. дор., стала возможной организация

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz