Влодавец, В. И. Нефелино-апатитовые месторождения в Хибинских

Весь этот путь (от разъезда до поворота реки) наиболее легкий и не представляет никаких трудностей в проведении железной дороги. Следующие 5 км наиболее трудные на всем протяжении от разъезда до месторождений, так как придется перерезать несколько небольших морен, затем подниматься на высоту в 50 м над озером на подпружи- вающую озеро Бол. Вудъявр морену и, наконец, спускаться с нее к озеру. Далее наиболее удобный путь идет по восточному (более пологому) берегу озера, через долину р. Юкспориока, к северо-западному склону Пинуайчорра и по долине р. Лопарской, по левой ее стороне, к самим месторождениям. Длина последнего участка равняется приблизительно 6 км. На этом участке затрудняющим местом является долина р. Юкспориока с не­ большими, но несколько более глубокими болотами, чем в 4—7 км от разъезда, и самой рекой, шириной в 10—15 м. Таким образом, для проведения дороги необходимо построить 2 моста (на речке, впадающей в реку Белую, и на р. Юкспориок), прорезать морены и укрепить болота в долине р. Юкспориок. Возможен несколько иной вариант, а именно: вместо прорезания морен у поворота р. Белой построить два моста. Какой вариант является наиболее выгодным, покажут подсчеты. Мне же кажется, что дешевле выйдет прорезать морены, чем строить два моста, принимая во внимание ширину реки около 30—40 ж; к тому же необходимо учитывать весенние разливы, расходы по содержанию и ремонту мостов. В общем весь путь от разъезда до месторождений не представляет особых затруднений, и постройка дороги является делом вполне возможным. У с л о в и я э к с п л о а т а ц и и . Кукисвумчоррское нефелино-апати- товое месторождение, благодаря многочисленным естественным обна ­ жениям и углу склона приблизительно в 35°, можно разрабатывать первое время открытыми работами. Целесообразно как по ходу работ, так и по наибольшей эффектив­ ности начать разработку и разрабатывать в первую очередь верхнюю толщу, богатую апатитом. Порода, благодаря неправильной отдельности и некоторому намеку на полосатое строение в верхней толще и резко выраженному в средней и нижней толще, поддается добыче даже при помощи клиньев. Необходимые для предварительных опытов 4 м3 нефелино-апатитовой породы были добыты в 1928 г. при помощи клиньев. Двое рабочих в течение одного дня за 1 0 час. сдельной работы добыли 2 м% из выходящей на поверхность породы, но из участков достаточно прочных и крепких. Применение бурения и взрывных работ, конечно, увеличит количество добытой породы на одного рабочего. При составлении плана эксплоатации необходимо обратить самое серьезное внимание на полную механизацию доставки добытой породы к железной дороге, потому чго, с одной стороны, при скатывании 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz