Влодавец, В. И. Нефелино-апатитовые месторождения в Хибинских

на ближайшее пятилетие, расчет будет совершенно иной. Без учета стоимости нефелина обогащенная избирательным дроблением руда должна дать апатит с 39—40% P 2Os в Ленинграде по цене 18—20 р. за тонну. Надо думать, что и эти цифры могут быть снижены, так как мною в подсчете сохранено 2 р. стоимости амортизации железнодорожной ветки, тогда как было бы правильнее включить расходы по ней в еди­ ный тариф общего сообщения. Это даст снижение на 2 р., т.-е. приведет к стоимости: Экспортное сырье 30%—сиф пароход Мурманск—около 11 р. черв. Сырье 30%—франко завод Ленинград около 12 р. черв, (в Москве на 2 р. дороже). Концентрат 40% из богатых руд—франко завод Ленинград 16—18 р. (без учета стоимости нефелина в хвосте). Концентрат 40% из бедных руд—франко завод Ленинград 18—21 р. (с учетом стоимости нефелина). (В Москве все цифры дороже на 2 р.). Эти подсчеты сделаны при условии, с одной стороны, экспорта сырья заграницу, а с другой стороны, создания центра по эксплоатации в Ленин­ граде или Ленинградском районе. Конечно, это не единственно возмож­ ные комбинации, их можно сделать несколько, и я некоторые из них приведу. Возможна прежде всего мысль о концентрации всего производ­ ства на Онежском озере и увязка его с более коренным пересмотром программы удобрений Северо-Западной области, ибо, если мы перейдем на комбинированное удобрение, тогда поставленная проблема азотно­ фосфорных удобрений должна получить новое решение и должна бази­ роваться на организации этого дела в районе дешевых источников энергии. Но это дело будущего, дело целого ряда калькуляций и эконо­ мического анализа как этих явлений, так и целого ряда привходящих сюда моментов. Конечно, возможно и такое решение, которое мы с самого на­ чала думали выдвинуть, именно создание комбината непосредственно в районе ст. Белой и на Кольском полуострове, что имеет, в первую очередь, политическое и хозяйственное значение, поскольку создание промышленного хозяйства в районе Кольского полуострова связано с областями, богатыми белым углем. П р о т и в этой идеи говорит, несо­ мненно, прежде всего, эта тысяча километров, которая отделяет Коль­ ский полуостров от рынков потребления, За нее будет говорить целый ряд политических и экономических моментов и, особенно, при наличии больших источников энергии непосредственно у месторождения. Мур­ манская железная дорога подсчитала, что эти запасы составляют цифру порядка двух сотен тысяч лошадиных сил на той речке Нивы, вдоль которой будет проведена железная дорога. А с подъемом уровня озера на 5—6 метров мы получим великолепный водосборный бассейн, кото­ рый даст возможность не снижать количества энергии в зимние месяцы. и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz