Влодавец, В. И. Нефелино-апатитовые месторождения в Хибинских

тать американским методом, взрывать сотни тысяч тонн на воздух, как работают в Норвегии или в Соединенных Штатах. Затем надо отправлять породу на ст. Белую, отстоящую на 26 км от месторождений. Рельеф местности позволяет провести широкую колею, с уклонами не более 0,014, под самое месторождение. Больше того: эта колея так удачно пройдег по местности, что обогнет всю апатитовую дугу, загнется у месторождения Кукисвумчорра, даст возможность подвести ее к самому месторождению и в навалку валить сверху эти тысячи тонн на подан­ ные внизу платформы. Сейчас, постановлением СТО от 11/IX 1929 г. приступлено к постройке ветки с тем, чтобы она была готова к 1 августа 1930 г. Мурманская жел. дорога, благодаря серьезной проработке этой темы инж. П. М. Гаевским, сделала попытку подойти к подсчету стоимости. Она подсчитала, что постройка этой дороги, при эксплоатации свыше 100 тыс. гп ежегодно, при амортизации расходов на эксплоатацию, вы зо­ вет в год расход на тонну товара — 3 руб., а при эксплоатации 250 тысяч т на тонну т о з а р а— 2 р. 50 к. Таков путь товара с месторо­ ждения до ст. Белой. Дальше возьмем два направления. Первое направление на Мурманск; здесь мы имеем следующие цифры: добыча на тонну — 5 руб. (это осторожная цифра и, вероятно, ее можно будет понизить), доставка до ст. Б елой— 2 руб., тариф ст. Белая—Мурманск—1 р. 40 к. с допол­ нительными сборами, погрузочные и портовые—4 р. 25 к., итого 12 р. 65 к. Если прибавить 6 золотых тарифа фрахта до Гамбурга, то франко Гам­ бург мы получаем около 10 долларов. Последний бюллетень для Марокканского товара в 34°/0 дает 12 долларов сиф пароход. Вот первый подход, при попытке использовать на экспорт сырь?. Второе направление—Ленинград: добыча 5 руб., доставка до ст. Белой— 2 руб., тариф Белая—Ленинград—6 руб., выгрузка и мелкие расходы— 1 руб., итого 14 руб. франко-завод Ленинград и 16 руб. франко-завод Москва. Дальше начинаются процессы диференциации, обогащения, 0 чем мы уже говорили. Мы берем необычайно осторожные цифры 13Д т сырья, как исходный продукт для получения 1 т апатита; при этом мы получаем стоимость сырья 24 руб. и стоимость обогащения (очень большая цифра)—9 руб., итого 33 руб .—33 руб. будут стоить: 1 т измолотого апатита с 40% фосфорной кислоты плюс 1/ 2 т нефе­ лина 90-процентного и около 1/ 1л т титано-магнетита. Если пересчитать на теперешние цены нефелин, пробное применение которого уже идет в стекольной промышленности, то мы получим стои­ мость чистого измельченного апатита с 38—40% Р20 5 франко-завод в Ленинграде по цене от 20 до 23 руб. за тонну,—цифра, которая может полностью конкурировать с цифрой ввозной стоимости Марокканского фосфорита, как она проектировалась в последнем проекте Ленинград­ ского завода. Однако вышеприведенная комбинация говорит только о бедной руде; для богатой, т -е . в сущности для той, о которой только мы говорим 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz