Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).

тов в 29°, вполне приемлемый и применяемый для угля, желез­ ной руды и ряда других ископаемых, оказался недостаточным для апатитовой руды. Здесь необходимо отметить, что на руднике в первый год его существования не имелось в достаточном количестве ни наблюдающего з а ведением работ персонала, ни рабочих, знающих в какой-либо степени горное дело. Не было для этого ни инженеров, ни штейгеров. В дальнейшем, по мере укомплектования рудника некото- ным количеством технических работников, было установлено Солее рациональное ведение работ, проведен ряд опытов со спуском руды по тем же скатам, установлены необходимые углы наклона скатов, изучены угол естественного откоса ке- фелино-апатиговой породы, абразивные свойства ее и т. п. Только после проведения всех этих мероприятий и оказалось возможным приступить к более правильной и планомерной до­ быче руды. Детальное ознакомление с залежью нефелино-апатитовой породы, при учете расположения ст. „Нефелин" в долине реки Лопарской между горами Юкспор и Кукисвумчорр, показало, что с верхних уступов (горизонтали 557, 545 и даже 499) руду не удастся спустить сразу одним непрерывным потоком, т ак как в этом случае потребовались бы скаты, длиною примерно в 500 м , или очень сложные спускные устройства, которые невозможно было бы построить за короткий срок при отсут­ ствии необходимых материалов и приспособлений. Существенным образом, кроме того, вариант непрерывного спуска руды усложнялся и тем обстоятельством, что рельеф местности несколько ломается на протяжении от верхнего контакта залежи до 380 или 373 горизонтали, на которой рас­ положена ст. „Нефелин14. С учетом всех этих моме'нтов, наиболее целесообразным оказалось устроить на 446 горизонтали по всему простиранию рудной залежи, так называемый, главный откаточный путь, на который принимались бы все грузы руды с вышележащих гори­ зонталей, а затем уже были бы спущены на ст. „Нефелин*1 для погрузки в жел.-дор. вагоны. В первый год существования рудника спуск добытой руды осуществлялся при помощи промежуточных скатов, установлен­ ных в уступах, в которых непосредственно производилась до­ быча руды, и капитальных скатов, принимавших руду с проме­ жуточных скатов и доставлявших ее до главного откаточного пути на 446 горизонтали. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz