Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).

нитовых породах—120 /и;электрический экскаватор„Везер Гютте* 0,38 м 3 на раздробленной руде под эстакадой при погрузке в жел.-дор. вагоны 300—350 т. Этот же экскаватор на вскрыше морены дает 225—250 т при погрузке в полуторатонные ваго­ нетки Коппеля. Паровые экскаваторы „Везер-Хютте“ 0,66 м 3 и .Оренштейн- Коппель<; в 2 м 3 себя не оправдали по причине трудности обеспечения их водой и топливом в условиях Кукисвумчорр- ского месторождения. Практическая производительность на мо­ рене 2-х кубометрового экскаватора определилась в 350 т в смену, а экскаватора с ковшом в 0,66 м 3 в 200 т. Хотя детально выверенных производственных показателей для экскаваторов пока не имеется, все же вполне определенно можно признать, что наиболее эффективными в работе являются электрические экскаваторы „Рустон-Бьюсайрус“ . Значительные трудности были преодолены также и при подъемах на высоты, где производились вскрышные и взрывные работы 3-х и 5-ти тонных вагонеток .Гренби", 6-тонных мотовозов и буровых станков. Все же подъем этих видов обо­ рудования оказался во много раз легче, чем подъем тяжеловес­ ных экскаваторов. 4. СПУСК РУДЫ (БРЕМСБЕРГА) И ЕЕ ОТКАТКА В работе рудника одним из основных факторов являлась ра­ бота по спуску добытой апатитовой руды. В соответствии с ростом добычи— из года в год совершенствовались спускные устройства рудника. Казавшиеся весьма благоприятными естественные условия месторождения, к числу которых относятся удобный рельеф горы и местности, обещавший возможность осуществления доставки руды после взрыва без особых затруднений к тем пунктам, откуда ее можно будет погрузить и вывезти, и выходы руды прямо на поверхность без прикрытия наносами или какими-либо моренными отложениями—на первый взгляд свидетельствовали о простоте способа добычи руды. В действительности, однако, это дело оказалось значительно более трудным и сложным. Когда окончательно была выяснена полная невозможность доставки руды предполагавшимся способом (самокатом), в 1930 г. были установлены скаты для спусков руды с горизонтали 499 до специально для этой цели подведенной автомобильной дороги на горизонтали 430—432. Против всех ожиданий, руда не пошла и ио этим скатам, так как принятый тогда угол наклона ска- 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz