Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).
условия для работы инженеров-органйзаторов, которым, помимо выполнения непосредственных обязанностей по строительству и эксплоатации, приходилось заниматься также обучением и подготовкой рабочих и младшего технического персонала. Специфичность условий рудника и его работы, кроме того, усугублялась неисследованностью апатитовой породы и ее фи зических свойств. Иной раз самые простые задачи ставили в затруднительное положение даже опытных горняков. Казалось бы, чтб может быть проще устройства скатов для спуска руды, дела достаточно изученного и хорошо известного всем специалистам горных разработок. На Апатитовом руднике э т о дело, однако, в силу особых свойств апатитовой руды раз личной крупности кусков, оказалось весьма сложным и его ра з решение потребовало длительного периода времени. Апатитовая руда оказалась не подчиняющейся практическим правилам спуска по скатам таких пород как железная руда, уголь и пр., и для правильного выбора конструкции скатов, угла их наклона и предохранительных мер против разбивки вагонеток при вы грузке из них руды потребовалось специальное изучение усло вий движения по дереву и по железу руды различных видов— кусковой, рядовой (куски и мелочь) и порошко-образной, сухой, с нормальной влажностью, более сырой и т .д . Все эти вопросы были изучены в процессе эксплоатационных работ и только лишь в первой половине 1931 г. представилось, наконец, воз можным выработать окончательную конструкцию и размеры -скатов, применяемые и до настоящего времени. Наиболее выгодным при этом оказались углы наклона скатов для руды кусковой в 30’, порошкообразной сухой—в 35° и порошкооб разной сырой—в 40—45°. И, если в период изысканий совер шенной конструкции скатов, их пропускная способность коле балась в пределах от 100 до 150 т в сутки, то сейчас такой скат длиною в 100 м пропускает уже до 1000 т руды в сутки. Применяемые на руднике деревянные скаты имеют прямо угольное сечение размером 1000 X 600 м м и делаются из досок в 50 aim толщиной. Дно ската покрывается броневым железом в 8—10 мм , а боковые стороны обшиваются на высоту в 300 м м железом 5—6 мм толщины; верх покрывается враз бежку 50-ти миллиметровыми досками. В верхней части ската, для удобства разгрузки вагоне т о к делают расширение, придавая при том размеры скату (1800— 1500; X (600—700) м м . 1931 г. явился началом более или менее нормального строи тельства по всем объектам рудника. Помимо постепенного пере 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz