Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).

V. ПЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ АПАТИТОВОГО РУДНИКА 1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ОРГАНИ ЗАЦИИ И УСЛОВИЙ РАБОТ В ПЕРИОД 1930—34 г г. Выше было уже отмечено, что в первой половине 1930 г. до августа работы по добыче апатитовой руды произво­ дились весьма примитивным способом при недостаточной под­ готовке эксплоатационных уступов, пользуясь при спусках руды скатами и при доставке ее к станции железной дороги авто­ мобилями по специально проложенной зигзагообразной дороге, поднимавшейся на нижний горизонт горных работ на отметке 487 м . Вывозка руды пятитонными автомобилями продолжалась и в период зимы 1930—31 г.г., т ак как имевшихся спускных устройств в виде 2-х концевых бремсбергов было недостаточно для спуска всей добытой руды. Эти перевозки автомобилями особенно тяжело давали себя чувствовать в зимнее время, когда, при больших уклонах дороги и значительном весе груза, от водителей машин требовалось большое умение для безаварий­ ного их спуска, представлявшего особенные трудности и со­ провождавшегося несчастными случаями, в особенности во время гололедицы. Для обеспечения дальнейшего развития добычи руды и под­ готовки рудника к выполнению программы 1931 г. в 500 ООО яг, во второй половине 1930 г., или вернее в течение последних четырех месяцев года, необходимо было во что бы то ни стало осуществить устройство главного откаточного пути по гори­ зонтали 446 м и оборудовать спуск с него к железно-дорож­ ным путям. От выполнения этих мероприятий зависел успех работы и поэтому на них было сосредоточено все внимание. С 15 сентября 1930 г. работы по подготовке бермы длиною в 800 м при ширине 8 м для главного откаточного пути на­ чались одновременно из шести мест; встречными забоями в течение 1—2 месяцев работы были закончены полностью, и в конце ноября было открыто двупутное движение, которое временно производилось конной тягой. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz