Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).

Проведение этой дороги до момента постройки гжел.-дор. ветки позволило вести вывозку руды тракторами, что хотя и являлось крайне дорогим средством, но было в тоже время единственно возможным. В августе 1930 г. было открыто движение по проведенной в течение года железно-дорожной ветке, соединившей апатито­ вое месторождение с магистралью Кировской жел. дор. Таким образом, на смену временному транспорту—оленям, тракторам и автомобилям появился постоянный вид транспорта—железная дорога. Естественно, что открытие движения по железной дороге явилось моментом начала нового этапа в развитии добычи и организации рудника в целом, а также организации всего Хи­ бинского строительства. ^Снабжение строительства предметами первой необходимости и строительными материалами вначале не могло быть поста­ влено на должную высоту из-за невозможности доставки т а к о ­ вых предметов, а затем из-за ограниченности средств перевозки и необходимости использования их прежде всего для целей вывозки ископаемого. С постройкой железной дороги начинается ликвидация при­ митивных способов эксплоатации и постепенная замена их механизированными. Появляются первые подвижные компрессора, которые позволили к концу года почти полностью вытеснить непроизводительное и дорогостоющее ручное бурение и ввести пневматические молотки. Примитивные способы и временные приспособления сделали, однако, свое дело, дав возможность приступить к подготовке месторождений; кроме того при их помощи была добыта первая сотня тысяч тонн апатитового сырья. Таким образом, работой 1930 г. было полностью выполнено задание по добыче; не только был выигран целый год времени, но и была заложена основа для реализации дальнейшего освое­ ния месторождения и создания мощного апатитового рудника. * * * На основании опыта работы в течение первой половины 1930 г., в конце этого же года был разработан проект как для начального периода, так и для дальнейшего развития руд­ ника. Проект был-утвержден Всехимпромом в начале 1931 г.; по нему ведутся работы при очень небольших отклонениях и в настоящее время. Особенности рельефа горы, геологическое положение апати­ товой залежи, особо неблагоприятные климатические условия и необходимость крайне форсированного развития добычи (за- 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz