Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).

Трудности были велики, но не непреодолимы. Задание было выполнено и то, что для многих казалось несбыточной мечтой, превратилось в яркую действительность. В этом осуществлении организации мощного горного пред­ приятия без какого-либо подготовительного периода и заклю­ чается отличительная особенность развития апатитовой про­ мышленности на Кольском полуострове. Совершенно естественно, что при подобных условиях трест был вынужден искать путей организации работы т ак же необычных, как необычны были сами условия и само задание. Вот чем объясняется и то, что ни одна из проектных орга­ низаций не смогла к моменту начала работ разработать прием­ лемого к осуществлению проекта рудника. Только само Упра­ вление треста, находясь на месте строительства, могло пра­ вильно наметить пути выполнения задачи, пути наиболее правильного развития добычи и целесообразной эксплоатации залежи, используя для этой цели оборудование, которое могло быть поставлено в сравнительно короткий срок. Для треста являлось бесспорным одно—надлежало немедленно организовать добычу апатита самым примитивным способом, изучая в процессе дальнейшего развития добычи все условия залегания месторождения, все свойства еще незнакомого ни одному советскому специалисту нового ископаемого. Начав таким способом работу с ранней весны 1930 г.„ с применением простого одноручного и двухручного бурения, с высотой уступов окончательно еще не установленной,— трест в течение полугодового периода сумел добыть около 100 тыс. т руды, положив тем самым начало нового горного предприятия— Апатитового рудника. Однако, кроме организации работ по эксплоатации место­ рождения, нужно было озаботиться вывозкой добытой руды. Первоначально для реализации вывозки были использованы олени. Этот вид транспорта оказался крайне нерентабельным в силу малой его эффективности (одна упряжка оленей могла пере­ везти не более 100— 150 кг руды) и высокой стоимости. Затем, в короткий период времени, когда возможно было производить эти работы, была проложена грунтовая дорога, которая на большом протяжении проходит среди болот; для ее прокладки был необходим ряд выемок не только среди морены5. но также и среди скальных пород. Дорога прошла с отметки высоты 112 м до отметки 373 м — подножие горы Кукисвум­ чорр, где теперь расположена жел.-дорожная станция „Нефелин*.. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz