Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).
Трудности были велики, но не непреодолимы. Задание было выполнено и то, что для многих казалось несбыточной мечтой, превратилось в яркую действительность. В этом осуществлении организации мощного горного пред приятия без какого-либо подготовительного периода и заклю чается отличительная особенность развития апатитовой про мышленности на Кольском полуострове. Совершенно естественно, что при подобных условиях трест был вынужден искать путей организации работы т ак же необычных, как необычны были сами условия и само задание. Вот чем объясняется и то, что ни одна из проектных орга низаций не смогла к моменту начала работ разработать прием лемого к осуществлению проекта рудника. Только само Упра вление треста, находясь на месте строительства, могло пра вильно наметить пути выполнения задачи, пути наиболее правильного развития добычи и целесообразной эксплоатации залежи, используя для этой цели оборудование, которое могло быть поставлено в сравнительно короткий срок. Для треста являлось бесспорным одно—надлежало немедленно организовать добычу апатита самым примитивным способом, изучая в процессе дальнейшего развития добычи все условия залегания месторождения, все свойства еще незнакомого ни одному советскому специалисту нового ископаемого. Начав таким способом работу с ранней весны 1930 г.„ с применением простого одноручного и двухручного бурения, с высотой уступов окончательно еще не установленной,— трест в течение полугодового периода сумел добыть около 100 тыс. т руды, положив тем самым начало нового горного предприятия— Апатитового рудника. Однако, кроме организации работ по эксплоатации место рождения, нужно было озаботиться вывозкой добытой руды. Первоначально для реализации вывозки были использованы олени. Этот вид транспорта оказался крайне нерентабельным в силу малой его эффективности (одна упряжка оленей могла пере везти не более 100— 150 кг руды) и высокой стоимости. Затем, в короткий период времени, когда возможно было производить эти работы, была проложена грунтовая дорога, которая на большом протяжении проходит среди болот; для ее прокладки был необходим ряд выемок не только среди морены5. но также и среди скальных пород. Дорога прошла с отметки высоты 112 м до отметки 373 м — подножие горы Кукисвум чорр, где теперь расположена жел.-дорожная станция „Нефелин*.. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz