Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).

В настоящее время апатито-нефелиновая руда и апатитовый концентрат являются основным сырьем нашей суперфосфатной промышленности. Из общего количества сырья, потребляемого суперфосфатной промышленностью по плану 1934 г., 77% приходится на апатитовый концентрат и апатитовую руду. Доля участия апатита в суперфосфатном производстве в 1935 г. еще более повышается. Из семи суперфосфатных заводов Союза в настоящее время пять (Невский и Чернореченский Химкомбинаты, Одесский, Винницкий и Константиновский заводы) целиком работают на апатите и только Пермский и Воскресенский заводы применяют его с частичной добавкой местных фосфоритов. Апатитовый концентрат намечен также к применению и на строящемся Ревдинском Химкомбинате (Урал), где он будет служить сырьем для производства различных видов высококачественных и к ом ­ бинированных удобрений. Окончательно и успешно разрешена также задача получе­ ния из апатито-нефелиновой руды путем электровозгонки желтого фосфора. На опытном фосфорном заводе в Кировске из желтого фосфора производится фосфор красный, необходимый для изго­ товления спичек. Однако, основное значение электровозгонка фосфора полу­ чит опять-таки в производстве удобрений. Из желтого фосфора можно производить фосфорную кислоту, а обрабатывая послед­ ней апатитовый концентрат — получаем очень хорошее, высоко­ качественное удобрение—двойные суперфосфаты. Завод таких удобрений будет строиться недалеко от Киров ;ка в г. Канда­ лакше. Широкие научно-исследовательские работы, которые прово­ дились и проводятся сейчас с апатитом, установили, кроме того, возможность применения его и в металлургии для целей рас­ кисления цветных металлов при их плавке (взамен дорогостою- щей фосфористой лигатуры), обогащения фосфором малофосфо­ ристого литейного чугуна при переплавке его в вагранках и электропечах (взамен импортного феррофосфора), получения нормального томасовского чугуна из малофосфористых руд, производства гаечного железа и автоматной стали, уменьшения угара при плавке цветных металлов и пр. Об успехах применения апатита в этом деле свидетель­ ствует тот факт, что в настоящее время многие машинострои­ тельные, литейные и металлургические заводы Союза-(в том числе и такие заводы, как Кировский, Керченский, Механиче­ ский № 7, „Вулкан1', автозавод им. Сталина, Харьковский 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz