Владимиров, П. Н. Апатитовый рудник им. С. М. Кирова / П. Н. Владимиров, Н. С. Морев ; НИС НКТП СССР-Трест "Апатит". - Ленинград : [б. и.], 1936. - 149, [3] с., [2] вкл. л. карт, план : ил. - (Серия изданий по Хибинской апатитовой проблеме / под общ. ред. акад. А. Е. Ферсмана и проф. Н. И. Трушкова ; вып. 2).

Как показал опыт, вариант спуска руды по скатам имеет существенные недостатки, которые заключаются в том, что богатая руда при этом сильно истирается и дробится, а бедная руда, будучи более прочной, сильно разбивает устройство ска­ тов. Этот вариант, таким образом, потребовал бы устройства нескольких скатов с различными углами наклона (в зависи­ мости от сорта руды), что крайне усложнило бы и удорожило работу по спуску. Наиболее правильным разрешением вопроса спуска руды непосредственно из забоев является доставка погруженной в вагонетки из забоев руды без перегрузки на отгрузочные пункты для отправки потребителям. В условиях Кукисвумчор- рского рудника, удовлетворяющим этому требованию является бремсберговый спуск, непосредственно спускающий вагонетку, прицепляемую к канату, или клетьевой бремсберг. Быстрое развитие темпов добычи при отсутствии капитально­ подготовительного периода для рудника, а также краткость строительного сезона—заставляла итти не всегда по линии наиболее рационального разрешения вопроса обеспечения наи­ лучших условий спуска, а по линии, главным образом, скорей­ шего осуществления спускного устройства. Этим и объясняется факт организации, з а сравнительно незначительный промежуток времени существования рудника, различного типа спусковых устройств, из которых часть находится на недостаточной т е х ­ нической высоте. Только в последнее время, с постройкой диа­ гонального механического бремсберга (главный спуск с 446 го­ ризонтали до погрузочной эстакады), наиболее рационально и удовлетворительно разрешен вопрос спуска руды. Разгрузка вагонеток с рудой, поступающих с рудника по бремсбергам, и погрузка руды в железно-дорожные вагоны про­ изводится при помощи деревянной 7-ми метровой 2-х путной эстакады, представляющей собой замкнутое кольцо. В начале развития работ, когда добыча выражалась количе­ ствами, не превышающими 2000 т в сутки, как на основной 446 горизонтали, так и на эстакаде, отка тка производилась посредством конной тяги, Этот способ откатки вследствие крайне низкой его про­ изводительности (лошадь могла везти не более 2-х ваго­ неток) тяжело отражался на всей работе рудника; его отрица­ тельной стороной, кроме того, являлось также и то обстоя­ тельство, что лошади сильно портили пути, разбивая водо­ спускные канавки на 446 горизонтали и досчатый настил эстакады. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz