Сборник научно-промысловых работ / [Институт по изучению Севера]. - Москва : Научно-техническое управление ВСНХ, 1927. - 78, [1] с. : ил., карты, табл. - ([Труды] / СССР, Научно-техническое управление ВСНХ ; № 205) (Труды Института по изучению Севера ; вып. 38).

— 6 — пустых озер, разобщенных с морем и промерзающих зимой до дна. Если бы на остров Вайгач посмотреть с высоты' птичьего полета, этот остров представился бы громадным комплексом озер, разъединенных между собою более или менее узкими перемычками суши. Подобную же картину представляет и Большеземельская тундра, хотя здесь количе­ ство озер относительно несколько меньше. Весьма значительно и коли­ чество рек Большеземельской тундры. Из них главнейшие: р. Кара, впадающая в Байдарацкую губу, р. Ой-ю или Ой-яга или Великая, впа­ дающая в Югорский Шар и река Коротайка, впадающая в открытую часть Хаинудырской губы. Кроме этих рек, протекающих на расстоянии многих десятков верст и образующих со своими притоками и располо­ женными вдоль них многочисленными озерами весьма значительные водные системы, имеется еще не мало больших и малых рек, впадающих в Ледовитое море. Для характеристики их количества интересно отме­ тить, что при проезде от р. Пустынной или Ябто-яги до р. Коротайки, т.-е. на расстоянии не больше 100 верст, мною было насчитано б рек, не считая их притоков1). Несложная экономика этого края зиждется на трех основных его богатствах: корме для оленьих стад, которым служит олений мох или ягель, пушном и морском звере и рыбе. В зависимости от месторас­ положения наиболее добычливых в этом отношении районов распо­ ложились и главнейшие артерии, по которым происходит снабжение этого края и сезонные передвижения его кочевого населения. Таких путей в Большеземельской тундре необходимо различать летние и зимние. По зимним — передвижения совершаются по снегу и через за ­ мерзшие реки и озера, будь то по времени зима, осень или весна. Значение зимних путей для тундры значительно больше летних; это внутренние пути промысла и товарообмена. „Тундра живет зимой"— это выражение большеземельских промышленников совершенно обосно­ вано. Летние пути проходят по морю и по реке; это — пути перифери­ ческие, по которым производится частично снабжение края и вывоз его богатств. Такими путями являются морской путь из Югорского Шара и речной путь, которым для всей Большеземельской тундры служит р. Печора, открывавшая Большеземельскую тундру предпри­ имчивому и экономически мощному Чердынскому купечеству. В зави­ симости от указанных главных артерий располагаются внутренние пути, или вернее направления, по которым совершаются сезонные цирку­ ляции кочевников. Весною самоеды, зимовавшие в районе Печоры или промышляв­ шие морского зверя по морскому побережью, равно как и русские промышленники, прожившие зиму в своих поселках по Печоре, со своими стадами направляются на север к Югорскому Шару. Сюда же направляется и часть зырян-ижемцев из лесистых мест своего зимнего ’) Названия этих рек: р. Белькова с хорошим весенним ловом омуля, Шалаша I. Шалаша II, Югу-яга (блудная река), Карацей-яга и Вас-яга. В устье последней произ­ водится лов омуля.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz