Комплексные исследования Арктики по трассе Северного морского пути на атомных ледоколах : (20 лет опыта ММБИ) / Г. Г. Матишов [и др.] ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Мурм. мор. биол. ин-т. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮНЦ РАН, 2014. - 95 с. : ил, цв. ил., карты, табл.

ВВЕДЕНИЕ В современных условиях Россия в целях обеспечения своих геополитических ин­ тересов должна постоянно поддерживать активное присутствие в арктическом регионе. Это присутствие выражается в проведении научных исследований, разведке и добыче полезных ископаемых, обеспечении морских грузоперевозок с использованием ледо­ колов и специализированных ледокольно-транспортных судов, наращивании военно- морских сил в Арктике (рис. 1). С точки зрения потенциальных запасов углеводородов, минерального сырья и других полезных ископаемых значение Арктической зоны для России трудно переоце­ нить. Северный морской путь как национальная транспортная коммуникация России в Арктике имеет исключительно важное значение для обеспечения дальнейшего раз­ вития экономики северных регионов и государства в целом. Помимо этого, в перспек­ тиве - это высокоширотная транзитная Арктическая судоходная магистраль, которая может служить альтернативой существующим межконтинентальным транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейнов через Суэцкий и Панамский каналы. В связи с этим необходимо обновление как транспортного, так и научного флота. Пока отечественное судостроение в упадке, перспектива получать новые суда уходит за горизонт. Это видно на примере развития судостроения в мире и России. Мы пока не можем конкурировать с ведущими странами в этой отрасли (рис. 2). Рис. 1. Военно-политическая активность России в Евроазиатском секторе Арктики 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz